какую ответственность может понести учитель за грубое обращение с детьми

 Часто можно услышать жалобы от родителей школьников о том, что их дети ежедневно подвержены влиянию грубых, эмоционально не устойчивых, резких, но к удивлению,  не редко опытных в профессиональном плане учителей. И, при чем совершенно не важно идет ли речь о элитной, дорогостоящей в обучении школе, или средне статистическом муниципальном школьном образовании. Такие лица, к нашему  сожалению встречаются очень часто. Даже самые внимательные и заботливые к своим детям родители не застрахованы от приобретения такого неприятного опыта.

В подобной ситуации кто прав, а кто виноват, бывает выяснить очень трудно, учителя жалуются на невоспитанность подростков, школьники, в свою очередь, доказывают свою правоту. Однако, столь широко распространенная проблема берет начало именно в компетенции учителя и существовании глубинных психологических особенностях ребенка - подростка. За период формирования личности человек проходит множества этапов, многие из которых не всегда протекают спокойно. А, свидетелями этого яркого проявления личностного становления, в силу своей профессиональной деятельности,  чаще становятся учителя. 

Самым важным в школе, самым поучительным «предметом», ярким примером для любого ученика является непосредственно сам учитель. Его методы воздействия на подростков дают основу для дальнейшей жизни, именно поэтому эта область тщательно охраняется законом. Более подробно об этом расскажу далее. Это особенно касается младших классов, где школьники долгое время работают с одним педагогом. Любовь к своему делу, передача своего опыта, знаний должны быть главной задачей для любого педагога. Непосредственное воспитание должно ложиться на плечи родителей, но и учителям пренебрегать этим не стоит. К сожалению, многие учителя уверены в правомерности грубых нравоучений, обсуждении недостатков ребенка при всем классе. Для нашего времени подобное «самоуправство» - большая проблема.

Однако, существует мнение, что это проблема правовой безграмотности общества. Ведь, государство создало прочную основу защиты интересов чести и достоинства личности. Дети - это наше будущее,  и возможно, если бы педагогам более подробно разъяснялись условия их внутренней трудовой дисциплины, то нарушения некоторых правовых и нравственных норм, вероятно, могли было бы избежать. Так, к какой ответственности можно привлечь педагогов-нарушителей. Разумеется, речь идет о педагогах, которые много «на себя берут», стараясь закрепить свой авторитет в классе или же по другим причинам переходят границы своих должностных обязанностей. 

В таких ситуациях дети жалуются на оскорбления, например « Что же ты как … «баран» !?» унижения, например систематические «вызывание» к доске, зная, что ребенок не может дать ответ на поставленный вопрос, тем более отобразить необходимое мелом на доске. В таких случаях нередко доводя ребенка до слез, формируют множество психологических комплексов,  которые отражаются на его дальнейшей жизни, мешают его полноценному развитию. Иногда учителя, даже поднимают руку на ребенка, что вообще может дать основания для возбуждения уголовного дела.

Первые два описанные выше случая не вызывают таких серьезных правовых последствий, как уголовное преследование, однако статьи гражданского кодекса нам четко дают понять, что подобные действия могут быть квалифицированы по ст. 152 ГК РФ о «Защите чести и достоинства» Ведь отсутствие уголовного преступления не исключает появления серьезных психологических и моральных проблем у пострадавшего ребенка. В сложившейся ситуации, родители вправе требовать возмещения, хотя бы морального вреда, если будет доказан сам факт оскорбления - показания свидетелей, видео, аудио съемка. Для того чтобы привлечь педагога к уголовной ответственности необязательно иметь доказательства факта рукоприкладства. В уголовном кодексе есть статья защищающая права человека, в отношении которого были распространены порочащие его честь и достоинства сведения, а если еще и при всем классе, то это может ужесточить наказание для педагога, приступившего мораль и закон. В последнем случае штраф по ч 1, ч 2 ст 128.1 УК РФ могут достигать от 500 - 1 млн. рублей. И стоит ли после этого педагогам учителям переходить границу дозволенного? 

Разумеется, быть учителем - работа не из легких. Давать знания это тяжелейший труд, требующий эмоциональных и физических затрат. К тому же, действительно, не все дети обучающиеся в образовательных учреждениях могут достойно себя вести. Бывают случаи аморального, недостойного поведения, но даже здесь нам не стоит забывать, что учитель призван давать знания и показывать личный пример. Для применения иных мер воспитания существуют квалифицированные специалисты и родители.  

Всем нам известны случаи, когда столь благородная профессия превращается в систематическое  моральное насилие, помочь в этом нашим детям можем только мы сами, воспользовавшись защитой государства. 

 

Думайте о своих детях. Дети - наше будущее. 

Наталья Михайлова

 

Понедельник, 30 Ноябрь 2015 09:49

Русский мир в нафталине

В прошлый раз, ведя разговор о штампах отечественной пропаганды, мы подошли к концепции «русского мира» как ещё одному заимствованию из дней минувших. Давайте же разберёмся, откуда у него растут ноги.

Тех же щей…

Сегодня формулировки понятия «Русский мир» довольно размыты, но в целом суть идеи можно уловить: имеется в виду определённое географическое пространство, на котором проживают люди, связанные культурно-исторической, языковой, а также религиозной и этнической общностью. В силу этого российское государство, позиционирующее себя представителем русского народа и его защитником, считает естественным включение территории «русского мира» в сферу своих интересов. Достаточно логичным выводом из этого умозаключения является невозможность отстранения Кремля от происходящего на территории «русского мира», даже если его границы простираются за пределы пограничных застав Российской Федерации.

Идея эта не уникальна не только для российской, но и для мировой истории. Оформляться она начала примерно в ту же эпоху, что и концепции «французского», «английского» миров. Так эти совокупности взглядов, конечно, никто не называл, но задачи они решали одинаковые. Трудами идеологов выстраивалось мировоззрение, в рамках которого органично объяснялось, почему одно государство имеет право вмешиваться в дела другого.

Становление идеи разнообразных «миров» относится к эпохе позднего средневековья, и связано оно напрямую с процессами централизации государств, собиранием фактически независимых феодальных владений под властью одного человека. Процесс этот был долгим, тяжёлым и требовал решения множества задач. Одна из главнейших – необходимость обеспечить лояльность жителей новых территорией через приведение убедительных аргументов в пользу подчинения новому правителю, никак не связанному прежними сеньорами.

Тут стоит упомянуть, что средневековые страны мало походили на современные. Это были довольно аморфные конгломераты владений, находившихся в собственности феодалов. Единственное, что их связывало в какое-то подобие организованного государства – отношения вассалитета-сюзеренитета, завязанные на двусторонних договорах между представителями земельной аристократии. В сложившихся условиях монарх имел какое-то влияние лишь на тех, кто лично приносил ему вассальную присягу в обмен на гарантии соблюдения прав и привилегий. Для остальных он оставался никем.

Такая власть была очень непрочной, и королевскими привилегиями быстро начинали пренебрегать, если видели, что правитель не в состоянии заставить с собой считаться. Так произошло, например, в Киевской Руси. Взошедший на великокняжеский престол в 1132 году Ярополк Владимирович был человеком средних дарований, и не сумел ни силой, ни дипломатией поддержать единства государства. В результате оно распалось.

Московские князья, собирая земли много веков спустя, делали это в условиях, когда понятие «русский народ» не имело смысла. На обширных территориях Восточно-европейской равнины жили московиты, рязанцы, новгородцы, тверичи и многие другие. Их идентичность основывалось на том, какому властителю выплачивалась дань. И жителю Владимира было не ясно, почему это он должен платить ещё и сидящему в Москве князю. На помощь приходила идея, кажущаяся нам очевидной, но совершенно новая в те времена: несмотря на наличие границ между княжествами, их объединяет нечто большее – религия, язык, культура, история. То, что в совокупности составляет национальное единство.

Сначала разыгрывали религиозную карту. Иван I Калита, уговорив митрополита перенести свою резиденцию в Москву, разом превратил своё княжество из второсортного удела в духовный центр Руси. С этого момента утверждение мысли о том, что «русский мир» объединён религией, а «русский» - значит «православный», неизменно играло на руку московскому престолу. В значительной степени именно под знаменем религии Дмитрий Донской впервые заставил большинство русских князей признать верховенство Москвы – пусть и на время компании против темника Мамая. На случайно в истории о битве на Куликовом поле за князем неизменно стоит фигура Сергия Радонежского, видного духовного подвижника.

Иван III, правнук Дмитрия Донского, добавил к идее православного русского мира новые элементы. Своё право на власть он доказывал исторической преемственностью от власти Великого князя Киевского. Ведя переговоры с независимыми землями о присоединении к Москве, он апеллировал к тому, что некогда они все подчинялись Киеву, а он – Иван III – прямой потомок его правителей.

Под занавес своей жизни властитель Московского государства, объединив идеи православной идентичности, исторической преемственности и культурного единства в один мощный коктейль, использовал его в качестве эффективного инструмента для расширения своего влияния. Во время русско-литовской войны 1500-1503 года он, создав образ защитника веры и законного наследника земель бывшей Киевской Руси, переманил на свою сторону множество представителей русскоязычной литовской аристократии. Это помогло добиться военного разгрома и аннексии трети территории Великого княжества Литовского.

…да погуще влей.

К моменту превращения Московии в Российскую империю границы государства уже простирались за пределы исторического ареала обитания русского народа, и концепция «Русского мира» претерпела изменение, трансформировавшись в идею панславянского единства. Так как не все славянские народы исповедовали православие, религия в её рамках отошла на второй план, хотя продолжала играть важную роль, когда речь заходила о южных славянах – сербах, болгарах и прочих. В целом же на авансцену выдвинули этническое и культурное родство.

Панславянизм предполагал, что Российская империя, как крупнейшее и сильнейшее из славянских государств, должна стать «старшим братом» для остальных родственных народов, объединив их под властью Петербурга – естественно, для защиты от чужеродного влияния и угнетения. Такая идеология подводила базу под претензии России на расширение в западном направлении и попытки добиться через противостояние с Османской империей контроля над Балканами и черноморскими проливами. Окончательно оформившись в XIX столетии, панславянизм просуществовал до свержения самодержавия, в конце концов сыграв в истории страны достаточно роковую роль: именно солидарностью с братским народом Сербии Россия объяснила свой ультиматум Австро-Венгрии, обернувшийся Первой мировой войной.

Большевики отошли от идеологии «русского мира» и её производных: они не вязались с идеями интернационализма и классовой борьбы. Пожалуй, единственное, что они позаимствовали от панславянизма – концепция «старшего брата», модифицированная для применения к социалистическим государствам. Однако сегодня Россия вернулась к идее «Русского мира». Панславянизмом, правда, и не пахнет – не по Сеньке шапка. Но, в общих чертах соответствуя идеям XVII века, современный пропагандистский штамп исполняет свою главную задачу - делает оправданным в глазах общественности вмешательство в дела соседних государств.

Нельзя сказать, что в начале двадцать первого века концепция «Русского мира» не ощутила на себе новых веяний. Главная модернизация, на мой взгляд, связана с внедрением понятия «постсоветское пространство». Сегодня оно представляется как естественная зона интересов России в силу исторической принадлежности к Советскому Союзу и, шире, социалистическому лагерю. В современной идее русско-постсоветского мира причудливо сплелись покровительственно-пренебрежительное отношение к «младшим братьям», обида за утраченные земли и контроль над сателлитами из соцлагеря, а также возмущённые голоса, произносящие фразы в духе «мы им заводы построили, а они нас предали». Фразы совершенно безграмотные, если учесть, например, что по ряду параметров промышленность досоветской Чехословакии могла утереть нос СССР. Это, впрочем, предмет для отдельного разговора.

Что касается связанных с понятием «постсоветское пространство» мировоззренческих установок, то это не более чем проявление фантомных болей по утраченной империи. В своё время тем же переболели европейские державы. Но заболевание протекало по-разному. Великобритания достаточно быстро и успешно переключилась с риторики времён «империи, над которой никогда не заходит солнце» на решение внутренних проблем, обеспечив своим гражданам высокий уровень благосостояния. При этом лондонские дипломаты ещё и умудрились сохранить хорошие отношения с большинством бывших колоний и доминионов. Несколько болезненней вырастание из имперских штанишек произошло у Франции и Нидерландов – потребовалось позорное поражение в колониальных войнах и внутриполитический кризис, чтобы произошла переоценка ценностей.

Есть и третий путь – установления ради сохранения иллюзии империи или проведения реваншистской политики авторитарного режима. Или даже тоталитарной националистической диктатуры. Этот путь прошли Испания Франко, Португалия Салазара, Германия Гитлера. В каждом из этих случаев всё раньше или позже заканчивалось кровью, нищетой и отсталостью страны, которую впоследствии приходилось преодолевать новым властям.

Хочется верить, что Россия всё же выберет верную дорогу.

А.В.К.

 

Что такое ТОСЭР?

 

Согласно Федеральному закону «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» - это земельный участок в РФ, на котором Правительство установило особый правовой режим для бизнеса, чтобы создать благоприятные условия «для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения».

Из этой формулировки можно сделать два вывода. Во-первых, на остальной территории РФ правовой режим для инвестиций, бизнеса и комфортной жизни населения не привлекателен. Во-вторых, развивать и создавать никто ничего не собирается, а только создавать условия для этого.

 

Чем они отличаются от обычных территорий?

 

На территориях ТОСЭР для резидентов (фирма или ИП, зарегистрировавшиеся в ТОСЭР и заключившие специальные соглашения) будут ускоренны и облегчены административные процедуры (получение разрешения на строительство, прохождение таможни и т.д.). Проверяющие органы будут работать совместно с Министерством развития ДВ.

Всю инфраструктуру (дороги, коммунальные сети) в ТОСЭР построит государство. За созданную инфраструктуру будет отвечать специальная управляющая компания, также она будет помогать вести строительство. Федеральные органы власти откроют на ТОСЭР свои филиалы, чтобы бизнесу было удобнее. Землю и доступ к инфраструктуре инвесторы получат безвозмездно.

Резиденты ТОСЭР получат большие налоговые льготы:

* Налог на прибыль первые 5 лет, будет 0%, для «простых смертных» он составляет 20%.

* Налог на имущество первые 5 лет будет полпроцента, следующую пятилетку – 1,1%, вместо 2,2%.

* Земельный налог первые 5 лет резидентам платить не придется, хотя все остальные платят до 1,5% .

* Налог на добычу полезных ископаемых первые 10 лет резиденты будут платить с понижающим коэффициентом.

* Полное освобождение от таможенных сборов.

* Взносы в социальные фонды, будут уменьшены с 30% до 7,6 %.

Про социальные взносы подробнее. Немногие знают, но, чтобы Ваш работодатель официально заплатил Вам на руки условные 8 700 рублей зарплаты, он должен потратить 13 000 рублей, из которых 1300 пойдет в бюджет, как налог на доходы физических лиц, а 3000 надо перечислить в фонды (пенсионный, социального страхования и медицинского страхования). Резидентам ТОСЭР эти 8700 рублей условной зарплаты обойдутся в 10760 рублей.

 

А поподробнее про резидентов можно?

 

 

Резидентом ТОСЭР может стать любой желающий: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Для этого он должен зарегистрироваться в ТОСЭР, сделать капитальные вложения минимум на 500 тысяч рублей, вести деятельность, входящую в перечень и осуществлять её в границах ТОСЭР. Перечень и границы определяются постановлением правительства отдельно для каждой ТОСЭР.

Зачем нам эти ТОСЭРы?

Считается, что за счет предприятий на ТОСЭР будет развиваться экономика всего региона, это принесет на Дальний Восток новые рабочие места, инвестиции и налоги в бюджет. Только в Хабаровском крае за счет создания двух ТОСЭР планируют получить дополнительно 16 миллиардов налогов.

Однако создание особых территорий ничего не гарантирует. Государство не может полностью контролировать частный бизнес и отвечать за результаты его работы. В 2013 году была разработана программа по развитию ДВ, предусматривающая прямые государственные финансовые вливания в экономику региона, но реализовывать её не стали. Условно говоря, денег на развитие всего Дальнего Востока не хватило, поэтому будут вкладываться только в отдельные территории.

 

Почему на этих территориях экономика должна развиваться ускоренными темпами?

 

 

За счет вышеописанных налоговых льгот. Также Министерство развития ДВ активно ищет бизнес, готовый вложиться в ТОСЭР. Проще говоря, бизнесу создадут тепличные условия, и будут ждать, пока поспеют налоговые плоды. Главное, чтобы не выросли сорняки.

 

 

Какие опасности есть в создании ТОСЭР?

 

 

Во-первых, есть риск, что инвесторы не будут найдены, деньги на развитие территорий уже потратят. Сейчас уже заключены первые соглашения между властью и бизнесом, но об успехе можно будет говорить после первых налоговых поступлений в бюджет.

Во-вторых, предприятия на ТОСЭР, пользуясь всеми преимуществами правового статуса и налогового режима, будут обладать конкурентными преимуществами перед местными предприятиями. В результате наш доморощенный бизнес может разориться. Так под угрозой банкротства могут оказаться хабаровские овощеводы из-за японской фирмы, строящей теплицы в индустриальном парке «Авангард». А строительство в Советской Гавани сахарного завода может негативно отразиться на предприятии ООО «Приморский сахар».

В-третьих, самое опасное, что предприятия после окончания льготного налогового режима, демонтируют заводы и уедут в поисках новых благоприятных для них территорий, а мы останемся на выжженной земле, с разоренным местным бизнесом. Такое уже бывало в других странах, см. пункт ниже.

 

 

Каков мировой опыт «территорий опережающего развития»?

 

 

Опыт создания похожих территорий с льготным налогообложением, бесплатной или уменьшенной платой за землю и особым правовым режимом описала известная канадская журналистка Наоми Кляйн в своей книге «No Logo: Люди против брендов». Исследовав опыт создания «свободных экономических зон» в Китае, Мексике, Индии, Вьетнаме, Тайване, на Филиппинах и других странах, она пришла к выводу: после прекращения «налоговых каникул» компании уходят с территорий в другие страны, готовые предоставить льготный режим. Зачастую, вместо налоговых поступлений государства получали рост безработицы и экономический спад.

«Они сматывают удочки перед окончанием "налоговых каникул" и потом регистрируются как новая компания, чтобы не платить налогов. Муниципалитету они не платят совсем ничего, так что мы сейчас находимся в весьма затруднительном положении», — сказал в интервью Наоми Кляйн Хозе Рикафренте, мэр филиппинского городка Розарио, где была организована «свободная экономическая зона».

А нам остается только надеяться, что подобная фраза не прозвучит через пару лет из уст главы села Ракитное.

 

 

Читайте также: 

Как Дальний Восток продают Азиатским Тиграм под видом ТОСЭРов — о том, почему у России нет денег на собственные проекты, и почему это повлечет усиление азиатских компаний в регионе.

Первые предприятия в рамках ТОСЭР открываются в Комсомольске-на-Амуре — о первых компаниях, развивающихся в рамках ТОСЭР. Планы, реалии, прогнозы!

В строительстве объектов ТОСЭР примут участие студенческие отряды — славные традиции студотрядов на службе сомнительного проекта. Не трудно, но бессмысленно. 

Юрий Трутнев инициирует проверку в Хабаровском аэропорту — меры развития объекта ТОР "Хабаровск" не идут согласно амбициозному плану.

 

  1. Что такое система «Платон»?

С 15 ноября 2015 года в России вводиться система сборов с автомобилей тяжелее 12 тонн, за каждый километр проезда по федеральным трассам. Для этого владельцам машин следует зарегистрироваться в системе, а затем покупать маршрутные листы, соответствующие пути следования, или приобрести специальный трекер (это устройство, которое с помощью спутниковой навигации будет вычислять, сколько километров по трассе проехал автомобиль и автоматически списывать деньги).

За счет этих сборов планируется возмещать ущерб, который наносят дорогам тяжелые грузовики. В год планируют собирать около 50 миллиардов рублей.

  1. Сколько это будет стоить?

Первоначально предполагалось, что каждый километр проезда по федеральной трассе обойдется перевозчику в 3,73 копейки. Но за 5 дней до запуска системы плату резко снизили, и решили повышать постепенно в течение 3 лет. Так сейчас дальнобойщики должны платить по 1,52 рубля за километр, с 1 марта по 31 декабря 2018-го цена возрастет уже до 3,06 рубля.

За проезд без уплаты сборов полагается крупный штраф для водителей – 5000 рублей, для ИП собственников фур до 40 тысяч, юридическим лицам – 450 тысяч, а при повторном нарушении до миллиона рублей.

Например, если дальнобойщик выезжает ночью из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре с грузом, а днем пустой едет обратно, то такая поездка обойдется ему сейчас в 1200 рублей, после 2018 года уже в 3 тысячи. Естественно, эти расходы будут переложены на конечного потребителя.

  1. Почему дальнобойщики против «Платона»?

Ввод новых сборов существенно ударит по карману бизнеса, занимающегося перевозками, особенно мелкого и среднего. Так уже сейчас интенсивная эксплуатация одной фуры может обойтись владельцу в 10-12 тысяч в месяц, а через 3 года эта сумма может дойти до 30 тысяч.

Запуск «Платона» для перевозчиков связан с прохождением новых бюрократических процедур. Предпринимателям нужно регистрироваться с электронной системе, а она в первый же день работы начала давать сбои, которые продолжаются до сих пор. Второй вариант, идти в офис компании оператора «Платона», где после нескольких часов в очереди выдадут заветный маршрутный лист.

Все это существенно замедляет работу. Деньги за проезд могут перечисляться несколько часов, столь ценных для доставки скоропортящихся продуктов. Кроме этого, если внезапно поменяется маршрут, то процедуры придется проходить заново.

Недовольство дальнобойщика добавляет еще тот факт, что деньги за перевозку они обычно получают уже после доставки груза, а платить «Платону» приходится авансом.

По карманам дальневосточников «Платон» может ударить особенно сильно, из-за низкого уровня собственного производства и огромных расстояний между населенными пунктами.

Акции протеста против введения "Платона" прошли уже в 70 городах России.

  1. Как противостоят этому дальнобойщики?

Дальнобойщики по всей стране выражают свое недовольство «Платоном». Основным способом протеста перевозчиков является затруднение передвижения по дорогам. Колонны грузовиков медленно едут по трассам, привлекая внимание остальных участников движения к проблеме. Водители и представители транспортного бизнеса, устраивают митинги и пикеты. Оригинальный способ протеста используют в Челябинске и Пскове, там водители медленно большими группами переходят дороги по пешеходным переходом, фактически блокируя проезд по дороге.

Радикальней всего настроены дальнобойщики Дагестана, они уже высказывали намерение ехать протестовать в Москву.

Акции протеста против "Платона" прошли в Приморском крае, но наш регион не затронули.

  1. Могут ли отменить «Платон»?

Могут, но только в качестве крайней меры. История современной России знает прецеденты, когда принятые не популярные решения властей отменялись под давлением массового народного протеста. Так в 2004 – 2005 годах в результате многочисленных митингов и выступлений по всей стране, была реформирована «монетизация льгот» существенно затронувшая пенсионеров, инвалидов, «чернобыльцев» и другие категории населения имеющих льготы.

Уже по многочисленным обращениям представителей бизнеса размер платы за проезд снизили, а уплату штрафов отстрочили по всей России, кроме Московской области.

«Люди ДВ» следят за развитием событий

 

Интернет-поисковик Google знает 1,5 млн. ответов на вопрос «Как развивать Дальний Восток», его отечественный аналог Яндекс – 3 млн. Эффективность советов из всемирной паутины оставляет желать лучшего. Количество в качество здесь не переходит. Российские власти уже долгие годы с завидным энтузиазмом плодят различные проекты и программы по развитию восточных рубежей нашей родины. Но только вот жизнь дальневосточников реально не улучшается, и население продолжает убывать.

Эпопею о развитии Дальнего Востока можно начинать с первых российских землепроходцев, которые открыли для России наш суровый и богатый край. Но оставим это историкам и займемся вопросами более насущными, а именно проектами по развитию Дальнего Востока последних лет.

 

Первый блин

 

Первый раз в новейшей истории России о необходимости принять комплексную программу развития Дальнего Востока и Забайкалья заявили главы регионов на Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в 1992 году. На разработку и принятие программы ушло 4 года. Первоначальные объемы финансирования программы составляли всего около 1 миллиарда рублей на 13 субъектов Федерации. В 2003 году проверкой выполнения программы занялось Главное контрольное управление Администрации Президента РФ. Их выводы были неутешительны. В целом за 1996–2001 годы на выполнение программы было направлено только 18% предусмотренных средств. Цели, намеченные этим документом, не были достигнуты.

После проверки документ был отредактирован и претерпел значительные изменения. Так объем финансирования, после внесения последних правок в 2002 году за подписью Премьера Касьянова, должен был составить 380 миллиардов рублей, из которых 16 миллиардов средства федерального бюджета, 23 миллиарда – бюджеты субъектов, 2 миллиарда планировалось изыскать на муниципальном уровне. Остальные три с лишним сотни миллиардов рублей планировалось найти у «российских открытых акционерных обществ и других внебюджетных источников». Развивать на эти громадные, даже по современным меркам, деньги хотели топливно-энергетический, минерально-сырьевой, транспортный комплексы, модернизировать отрасли традиционной специализации (рыбохозяйственный комплекс, цветную металлургию, лесную и деревообрабатывающую промышленности), а также закрепить население на южных территориях региона. Разработчики Программы ставили перед собой цель -  создать экономические условия для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья. Результатами таких усилий должно было стать сокращение отставания Дальнего Востока и Забайкалья от среднероссийского уровня, повышения уровня жизни населения и снятие социальной напряженности.

При беглом прочтении этого двухсот страничного документа складывается впечатление, что развивать планировали в первую очередь экономику, а социальные проекты и меры по улучшению уровня жизни населения носят вторичный «прицепной» характер. Так в первую очередь строить планировали газо- и нефтепроводы, осваивать Сахалинский шельф, прокладывать автомобильные и железные дороги, развивать рыбозаводы, а больницы и образовательные центры шли уже под вторым номером.

Программа хронически не дофинансировалась, объемы денежных вложений в последующих редакциях уменьшались, запланированные объекты вовремя в строй не вводились. Дальневосточники о результатах выполнения программы заявили ногами: с 1996 по 2010 год численность населения ДФО уменьшилась на миллион человек. Много может сказать тот факт, что в программу по «Экономическому и социальному развитию» включали строительство и реконструкцию необходимых социальных объектов и объектов инфраструктуры, которые должны делать в текущем порядке.

В 2006 году финансирование, а, следовательно, и выполнение программы было улучшено. В результате, в кризисные для страны 2008-2012 годы экономика Дальнего Востока показала неплохие темпы роста по сравнению с остальной страной. Так инвестиции в основной капитал в 2012 году по сравнению с 2008 годом по России составили 99%, на ДВ – 128,6%, выпуск сельскохозяйственной продукции по России – 104,4%, на ДВ - 115,6%, ввод нового жилья по России - 103%, на ДВ – 104,7%, объем розничной торговли по России – 114%, на ДВ – 117,9%.

К 2009 году в высших эшелонах власти начали говорить о необходимости разработки новой программы по развитию Дальнего Востока, но разговоры затянулись на 3 года.

 

План Ишаева

 

В ноябре 2012 года Президент Путин дает недавно сформированному Министерству по развитию Дальнего Востока, возглавляемому тогда Виктором Ишаевым, поручение разработать новую программу развития макрорегиона.

У новой программы развития все сразу пошло не так. К февралю 2013 года Правительству был предоставлена первая версия программы по развитию Дальнего Востока, которую из-за огромных расходов тут же вернули на доработку. Только из федерального бюджета предполагалось потратить 5,7 миллиардов рублей. Как выразился первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Такое впечатление, что собраны все хотелки без всякого разбора».

Новую редакцию программы по развитию Дальнего Востока подготовили к весне 2013 года, ее объем стал солидней предшествующего документа и составил 700 страниц текста и 350 страниц таблиц. 2 апреля 2013 года Премьер министр Дмитрий Медведев подписал государственную программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона.

Объем ее финансирования из федерального бюджета в 2014-2025 годах должен был составить рекордную сумму в 3,8 триллиона рублей. За 11 лет авторы программы надеялись сформировать условия для ускоренного развития региона, сделать его экономику конкурентоспособной и высокотехнологичной. Также кардинально улучшить социально-демографическую ситуацию и создать условия для сокращения оттока населения. Поражают казенные, бюрократические формулировки целей программы, не ускорить развитие, не остановить отток, а «создать условия». Очевидно, мыслили с перспективой на будущее, когда потенциальные триллионы будут истрачены, а конкретного результата не будет, можно будет оправдаться: «условия созданы, а непослушная экономика не развилась, и противный миграционный поток не остановился, но этого никто и не обещал».

Вернемся к фактам. Реализация программы должна была обеспечить к 2025 году развитие экономики за счет всего самого высокотехнологичного и инновационного, стабилизировать численность населения, и повысить среди него долю среднего класса.

Для этого бюджетные деньги планировали в первую очередь потратить на вторую линию БАМа, модернизацию Транссиба, крупные проекты по добыче угля в Еврейской и Амурской областях, автодороги, порты, аэропорты, заводы по переработке нефти и газа. В общем, экономическую часть программы можно охарактеризовать формулой «произвести и добыть, потом вывезти и продать».

После подписания Медведевым злоключения новой Программы развития ДВ продолжились. 7 мая 2013 года на совещании по исполнению майских указов Президента Владимир Путин упрекнул Виктора Ишаева в непродуманности Программы, сказав, что тот работает для галочки и писать в Программе такие суммы, это «вводить себя в блуд».

Летом того же года на Дальнем Востоке началось крупномасштабное наводнение. Всем стало не до Программы, а 2 сентября Владимир Путин отправил в отставку Виктора Ишаева с постов министра по развитию Дальнего Востока и полномочного представителя Президента в ДФО.

Разработанная под руководством Ишаева программа так и не заработала.

 

Хорошо продленное старое

 

6 декабря 2013 года Правительство РФ, не мудрствуя лукаво, продлевает в очередной раз Программу развития ДВ и Забайкалья от 1996 года, включив туда новые проекты, в основном в области транспорта.

На этот раз в восточные регионы решили вложить 696 миллиардов рублей. Из них 212 миллиардов денег из федерального бюджета, 11 из региональных, а остальные 473 миллиарда из внебюджетных средств. Ожидаемые результаты программы обозначили максимально конкретно. Прирост автомобильных дорог – 681 км, увеличение производственной мощности портов – 16 млн. тонн, реконструкция 40 аэропортов и посадочных площадок, постройка 48 разъездов на БАМе, повышение грузооборота на БАМе и Трансибе до 587,6 млрд. т-км в год.

 

P.S. После начала экономического кризиса в 2015 году статьи Федерального бюджета на развитие Дальнего Востока подверглись урезанию одними из первых.

 

Продолжение следует …

Страница 8 из 10
OSense O-Sense


Ещё новости

Разработано совместно с Eco-Joom.com