Понедельник, 13 Ноябрь 2017 14:09

Какова цена лесных пожаров?

Не все воспринимают всерьёз вред, наносимый человеческому организму привычкой выкуривать в день сигарету-другую. Ещё меньше людей задумываются о том, какие последствия влечет за собой любовь к дружеским посиделкам вокруг дымящего костра. Зато каждый из нас уверен в том, что продукты горения, выделяющиеся при лесных пожарах и тяжёлым смогом висящие в городах, особенно губительны для здоровья – именно поэтому сложившаяся за последние месяцы ситуация в Хабаровском крае вызвала столь однозначную реакцию со стороны его жителей. Происходящее для дальневосточников не ново – лесные пожары каждый год отравляют и атмосферу, и жизнь. Но чем же именно грозит длительное вдыхание задымленного воздуха?


− На фоне дыма учащаются обострения хронических бронхо-лёгочных заболеваний: астмы, хронической обструктивной болезни лёгких. Поэтому в периоды задымления у нас в разы возрастает количество обращающихся за помощью в связи с ухудшением состояния. В ход идут ингаляция, препараты, физиолечение. Но источник проблемы никуда не исчезает, в итоге множество вредных элементов неизбежно попадают в лёгкие, бронхи, оседая в них. Чем меньше элементы – тем они опаснее, так как глубже проникают в бронхи. Также вдыхание дыма, в составе которого есть токсины, негативно влияет на иммунную систему, что опасно для наиболее уязвимых к болезням категорий граждан: детей, беременных женщин, пожилых людей, − прокомментировал происходящее Эрнест Щенников, заведующий пульмонологическим отделением Краевой больницы №1. В дополнение к сказанному, говоря об опасных микроэлементах, содержащихся в составе древесного дыма, нельзя не упомянуть о выбросе в воздух свинца, ртути, мышьяка, негативно сказывающемся на всей экосистеме.


И вообще, разберём проблему подробнее. Наиболее очевидное вредное воздействие, оказываемое содержащимися в древесном дыме ингредиентами, это в огромных количествах выделяемый углекислый газ, и, соответственно, нарушение обеспечения тканей кислородом в должной мере, что приводит к падению уровня кислорода в крови. В сочетании с проникновением в организм оксида углерода (углекислый газ), беспрепятственно соединяющимся с гемоглобином и образующим новое вредное соединение, возникает риск формирования, а в перспективе и усугубления гипоксии. Также к числу веществ, нарушающих обеспечение тканей кислородом – асфиксантам – относятся цианиды и метан. Спектр вызываемых нарушений при отравлении угарным газом довольно обширен – он представлен как появлением сонливости, головных болей, кратковременным повышением артериального давления, так и нарушением некоторых психомоторных функций или даже отёком головного мозга.


Наряду с этим, дым, образующийся при сжигании древесины, надолго задерживается в организме, приводя к отсроченным, но от того не менее неприятным последствиям, в большинстве случаев также связанных с патологическими изменениями респираторной системы. Например, согласно данным, которые предоставила Николаевская центральная районная больница, в 1999 году зафиксирован прирост больных с болезнями органов дыхания, вероятнее всего обусловленный сильной задымлённостью воздуха в 1998-ом. А Хабаровская станция скорой помощи сообщила, что в 2001 году (также время возникновения обширных пожаров) увеличилось количество вызовов с жалобами на симптомы острого бронхита и поражения верхних дыхательных путей.


Не стоит забывать и о том, что дым, это «ведьмовское варево канцерогенов» (Р. Стоун, 1995 г.) - веществ, способствующих возникновению злокачественных опухолей. Несмотря на то, что исследований о корреляции между уровнем задымленности воздуха в период лесных пожаров и учащением случаев онкологии среди жителей Хабаровского края еще не было, можно обратиться к опыту других стран. Скажем, исследования, которые проводились в Китае, Японии и Бразилии, показали, что дым после курения и алкоголя значительно повышает риск возникновения рака дыхательных путей и верхних отделов пищеварительного тракта. А ещё в Комсомольске-на-Амуре сравнительные исследования случаев онкологии у домашних животных показали увеличение их количества в 3,9 раз, начиная с 1999 года (после пожаров в 1998) в сравнении с 1997-ым. Таким образом, можно довольно уверенно рассматривать большое содержание дыма в атмосфере как одну из возможных причин роста риска возникновения онкологических заболеваний.


Существует также подтверждение тому, что беременным стоит более внимательно отнестись к возможным последствиям вдыхания дыма. Согласно проведённым Добрых В.А. и Захарычевой Т.А. исследованиям в 2009 году, во время крупных пожаров было отмечено ухудшение состояния здоровья как у данной группы лиц, так и новорождённых детей по ряду параметров и группам заболеваний. Среди последствий токсичного дымового воздействия: увеличение количества женщин с ОРВИ, острым бронхитом и воспалением трахеи; сосудистые изменения сетчатки и снижение остроты зрения; частое развитие лёгкой и средней анемии (низкое содержание гемоглобина); а также угроза невынашивания, прерывания беременности, преждевременных родов и отклонений у новорождённых. Последние представлены в основном гипоксией и сердечно-сосудистыми нарушениями – аритмией, шумами, патологическим изменением миокарда, врождёнными пороками сердца.


Не стоит недооценивать и влияние стресса, неизбежно сопутствующего ухудшению экологической обстановки. Наряду с соматическими факторами – гипоксия, сгущение крови – он играет значимую роль в возникновении осложнений у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, в особенности пожилых людей.


Можно ли снизить вредное воздействие дыма на организм? Без устранения его источника, к сожалению, мало что эффективно. Однако в число рекомендаций от врачей вошли такие, как временная эвакуация (в первую очередь детей, беременных женщин, и др. людей, находящихся в группе риска) в безопасную зону, отказ от перемещения по улице без большой необходимости, плотно закрытые окна, а также ношение увлажненных марлевых повязок. Разумеется, также следует отказаться (или хотя бы частично ограничить себя) от курения и физических нагрузок, в особенности на открытом воздухе.


К счастью, в связи с обещанным нам снежным циклоном на выходных дым должен наконец развеяться, а к следующему сезону пожаров мы будем готов

Юлия Кочубей "Люди-ДВ"

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Понедельник, 30 Октябрь 2017 12:13

Как умирают корни

Дальний Восток осенью особенно красив! Зарделись на закате теплых дней склоны таёжных сопок. Вершины лесных покровов первыми приняли на себя ледяные ветра с Охотского моря. И хотя под кронами деревьев ещё держится за жизнь зелень листвы, близко уже время, когда лес опустеет, лишится своей роскошной шевелюры. Засуетился птичий народ в своих сборах в тёплые края, природа подводит своеобразный итог года, что выросло, что сохранилось и удалось сберечь. На заросшем тальником берегу реки Амгунь, что на севере Хабаровского края, сворачивают свои дела и рыбаки. Среди мужчин загружающих лодки в обратный путь выделяется женщина с мудрыми и чуточку усталыми глазами, в которых отражается не только течение осенней реки. Есть в выражении её глаз и большая доля ответственности. Здесь участок родовой общины «Осикта» из национального села Владимировка, в районе имени Полины Осипенко. Светлана Валериевна, так зовут руководителя этой общины уже много лет живет здесь, на берегах этой реке и на равных с мужчинами участвует во всех  трудовых делах. Это только должность у неё такая – руководитель, а на деле забот, кроме административных, не меньше рядового члена общины. Окончился сезон осенней рыбалки, и пора вносить  записи в календарь. Делается это не только для учёта работ за прошедшие дни для того, чтобы можно было прогнозировать ход рыбы через 4 года. В науке этим занимаются институты, но многовековой опыт жизни коренных народов севера тоже наука – наука поколений. В этом году рыбалка была сложной, малая интенсивность хода осенней кеты и большая вода на реке сделали свое дело, добавив сложностей в, и без того, нелегкий труд рыбаков. Хочется сказать отдельное слово об этой профессии, в последнее время много и часто пишут и говорят о браконьерстве, подтверждая свои слова видеосюжетами. Вся информация смешалась в наших умах так давно, что люди уже стеснятся того, что они рыбаки. Всегда рыбак был почетной и уважаемой профессией это в профессиональном плане, а в семье рыбак это кормилец. Осенняя рыбалка тяжелый физический труд в сложных условиях  - холод, дожди, большая вода и крупная тяжелая рыба.

Но! Не о рыбалке я сегодня хочу рассказать читателю, а о людях чей созидательный порыв вот, вот может погаснуть на ветру безразличия и равнодушия. Несколько неожиданный поворот в моём рассказе вызван ситуацией возникшей и развивающейся на моих глазах, как сказал бы интеллигент – я испытываю в данный момент – когнитивный диссонанс… К особям интеллигентного вида я себя не отношу, поэтому далее буду выражаться простыми словами. От увиденного однозначно – за Родину обидно! Существовала бы община «Осикта» только для собственного блага, многим, в том числе и её членам, было бы проще жить. Но есть такие люди, которым «неймётся», и им господь даёт дополнительную ношу. Такая ноша сподвижничества осенила и личность Светланы Валерьевны. Отсюда и упомянутые тяжести на плечах руководителя общины. Уже не первый год работает община в направлении возрождения традиционных промыслов коренных народов. Дело в том, что рыбалка, а народ-негидальцы это в прямом смысле «рыбные» люди, так вот рыбалка дело сезонное. Большую часть года коренные жители предоставлены сами себе, отсюда есть и ряд проблем. Некоторые из них и вообще угроза существованию такого маленького народа.

Для справки: - в селе Владимировка проживает около 300 человек, из них 98 негидальцы. Ещё компактно проживают негидальцы в села Белоглинка Ульчского района. Остальные разбросаны семьями по стране. Именно поэтому, сложно не раствориться в других народах, их очень мало.

Вдумайтесь только, негидальцев около четырёхсот человек – это весь народ. Если, не побоюсь этого слова, половина сопьётся от безделья, что ждёт эту народность в ближайшие годы? А если половина разъедется по городам, где хотя бы работа есть? Ответ очевиден. Давайте подумаем, что сейчас делается для спасения этого этноса на грани исчезновения в последнем месте его компактного проживания? И делается ли вообще, хоть что-нибудь?

Тут и начинается этот самый «диссонанс». Как человек близкий к простому быту рыбаков и охотников, знаю одно правило – у рыбы важнее всего голова, именно с неё начинаются все проблемы. Потому процитирую сразу же высказывание нашего уважаемого президента:

Цитата: - «Древние обычаи, самобытный хозяйственный уклад коренных жителей Севера, Сибири и Дальнего Востока - это уникальное богатство, важная, неотъемлемая составляющая нашей многонациональной культуры. Бережное отношение к этому историческому, духовному наследию, защита прав и интересов малочисленных народов, проживающих в нашей стране - по праву в числе значимых приоритетов государственной политики».

Президент подчеркивает, что: - «При реализации масштабных программ освоения территории России необходимо вести постоянный диалог с представителями национальных общин, других общественных организаций, учитывать их позицию, мнения, интересы».

А в любом диалоге главное что? Думаю главное, чтобы он не превратился в монолог. Недавнее обращение общины к администрации муниципального района имени Полины Осипенко напомнило, всё-таки – монолог с просьбой о помощи. Отсюда, хочу рассказать, что же за груз дополнительных забот несёт на протяжении ряда прошедших лет единственная в мире негидальская община «Осикта». На страницах нашего издания, я уже рассказывал об усилиях, которые предпринимаются энтузиастами из села Владимировка в направлении возрождения забытых традиционных национальных промыслов. Мои материалы «Без труда не выделать и шкурку из пруда» и «Тропою предков» достаточно подробно рассказывали о работе мастериц из «Осикты» и приезжих мастеров в плане проведения обучения местного населения работе с традиционными местными материалами при изготовлении сувенирной продукции, выставочных работ, таких как национальная одежда, утварь, украшений. Эти две статьи, в которые я вложил всё свое уважение и благодарность людям занятым таким нелёгким трудом, достаточно подробно описали этапы, которые они осуществляли, но кое-что осталось «за кадром»…

За эти годы пройден путь от замысла до воплощения нескольких целевых проектов, основная задача, которых – сохранить самобытность и дать людям, живущим в маленькой деревушке на окраине большой страны – тот шанс, сейчас разворачивающейся на бесконечных страницах средств массовой информации – как шанс зарабатывать своим трудом, обеспечить население возможностью самозанятости! ВОТ – самозанятость, ключевое понятие в ситуации в маленьком селе Владимировка, маленького района имени знаменитой лётчицы. Реальных рабочих мест на 300 жителей национального села по пальцам сосчитать. Здесь небольшой детский сад, начальная школа, сельский клуб, да администрация села. Рабочих мест может чуть больше десятка. А остальным жителям в количестве 290 человек чем заниматься? Как жить? Вопрос скорее летаргический, чем риторический. Ответа на него не знают ни в одной администрации, ни села, ни района, да и повыше тоже, думаю, не знают. Тем временем, у людей здесь есть несколько реальных родовых общин. Это такие некоммерческие подчеркну следующее ключевое понятие моего рассказа – объединения граждан. Некоммерческие, но всё же дающие тот самый шанс на самозанятость. Общины занимаются охотой, рыболовством, лесопользованием, в общем, живут той самой жизнью, для которой и созданы. Живут, сохраняя то немного, что осталось от упомянутого президентом исторического, духовного наследия и традиционного образа жизни.

Ни одна из 22 национальных общин в районе им.П.Осипенко не брала доселе на себя дополнительную нагрузку по возрождению, популяризации народных промыслов, таких как работа с берестой, деревом, рыбьей кожей, мехом и другими традиционными материалами. Осикта взялась за это непростое дело и в этом её неоднократно поддерживало и надеюсь в будущем поддержит правительство Хабаровского края. Завершённые уже проекты сменились новыми, «родителями» и исполнителями, которых опять-таки являются члены общины «Осикта». Принесли эти проекты и вполне ощутимые результаты и даже всероссийское и международное признание.

Перечислим только некоторые из них: - Дарья Ивановна Надеина 1й международный фестиваль «Живая нить времён» - Гран-при; Светлана Валериевна Надеина - 3й международный фестиваль «Живая нить времён – 1-е место в номинации: Декоративная обработка кожи и меха; Дарья Ивановна в 2017м году награждена золотой медалью международного фестиваля «Сокровища Севера» в Москве (признание получила работа в номинации – «Национальный костюм»); Светлана Валериевна награждена на этом же фестивале золотой медалью за традиционные изделия из кожи и меха. Надеина Д.И. получила в этой номинации специальный приз. Жюри посчитало, что рассматривать её работы наравне с остальными неверно, они вне конкуренции. Кроме фестивалей, где присуждались награды, община участвовала в 2016 – 2017 годах в 11 выставках. Были на Российско-Китайской выставке в Хэйхэ.

 

 

«Осикта» в переводе с негидальского означает – звезда! К слову, впервые с родом Надеиных меня познакомила дочь-первоклашка. Она, проходя мимо районной доски почёта, показала на фотографию: - «Эта тётенька вчера рассказывала народные сказки на очень редком северном языке – на негидальском». Возможно, тогда впервые я услышал про усилия Дарьи Ивановны по сохранению исчезающего языка. Месяц назад закончила свою работу этнографическая экспедиция по изучению этого языка. Благодаря непосредственному участию Надеиной Д.И. создаётся и сохраняется письменность и язык этого маленького народа. Дело в том, что на сегодняшний день она возможно единственный компетентный носитель этого языка. Уже после этого, на одном из мастер-классов по декоративно-прикладной обработке меха в школе районного центра, который проводила Светлана Надеина, я узнал, что Дарья Ивановна проводит регулярные занятия по негидальскому языку с детьми села Владимировка. С того момента, я пристально слежу за усилиями этого рода по сохранению своего этноса. Родовая община по праву славится своей фамилией, Анна Порфирьевна Надеина родоначальник известной фамилии мастериц, а именно так в здешних местах зовут таких женщин! На женщинах Амгуни, к слову, держится многое! Иногда мне кажется, что сама Амгунь держится на таких вот женщинах. Я уже упоминал, что работа и жизнь, на реке не делится на мужскую, и женскую, здесь участвуют все поровну. Только, в так называемое «свободное» время женщины, кроме воспитания детей умудряются вкладывать душу ещё и в великолепные изделия. Работы Анны Порфирьевны хранятся в Эрмитаже, как признание высокой художественной ценности изделий рода Надеиных и представителей негидальских мастериц в целом! Её дочь, Дарья Ивановна, не случайно среди почётных граждан района имени Полины Осипенко. Теперь и её невестка Светлана Валериевна уверенно заявляет свои работы на выставках, наравне с заслуженными мастерами. Высок её вклад в развитие культурного потенциала региона, а неиссякаемая энергия и художественный вкус поистине восхищает. Здесь рассказ о самобытных художниках и мастерах рода Надеиных из общины «Осикта» можно было бы и завершить, если бы не одно обстоятельство. Я никак не смог разглядеть на всём этом нелёгком пути к успеху, освещающем между прочим светом золотых наград и дипломов и весь отдалённый северный район в целом, не смог увидеть поддержки администрации района. Вам не кажется это странным? Ведь если заглянуть в различные отчёты по развитию и сохранению культуры там наверняка найдутся галочки о массе проведённых мероприятий за каждый год. Негидальская община получила немалую поддержку от коммерческих структур. За эти годы не раз выручали в компенсации затрат на выезды, а это самая затратная часть в любой выставочной деятельности, компании «Полиметалл» и «Азия-лес». Огромная благодарность за их помощь. Да и основной перевозчик нашего района фирма «5 звёзд», ИП Васильев помогает с доставкой и проживанием мастеров в своих гостиницах на период проведения выставочной деятельности. Без этого вряд ли бы смогли поучаствовать хотя бы в половине фестивалей. Собственных средств община на такие выезды не имеет. Подчеркну – родовая община, коренных малочисленных народов Севера – образование некоммерческое, прибыль в её деятельности исключена. Поэтому вся надежда на помощь извне. Однако, на что если не на славу своему району работают эти люди? Какую территорию представляют они на именитых фестивалях? Вот он диссонанс, во всей красоте. Район гордится своими людьми, только все их заслуги это оказывается их личные заслуги. А как же государственные приоритеты? Может быть, только для Хабаровского края важны национальные ценности? Может быть, в районе нет собственной программы по сохранению культуры исчезающего на его территории народа? Хотя нет, имеются следы такой программы и упоминания в церемониальных и протокольных речах, звучавших к примеру на награждении Надеиной Д.И. медалью «За верность Северу», за вклад в сохранение языка негидальского народа. Только это всего лишь слова. Слава этих людей, которые не только сохраняют свою историю, но и без преувеличения создают её сейчас, она создаётся, как то параллельно культурной жизни района и его администрации. Возможно и самой администрации – глубоко параллельно, чем там таким занимаются активисты из общины «Осикта»…  Было бы, не так обидно за это местное равнодушие, но недавно община получила небольшое письмо. Среди замысловатых иероглифов выражаюших слова уважения и признательности за вклад в сохранение культуры исчезающих народов Мира читалось, что японская сторона имеет честь пригласить членов общины «Осикта» представить культуру народа негидальцев на фестивале народов Мира, который пройдет в городе Тояма. Совершенно не готовы сейчас нести дополнительные расходы на переезд в Японию и обратно, члены «Осикты». Отсюда и возникла небольшая просьба о содействии в представлении культуры исчезающего этноса на международном фестивале в Японии к районной администрации. Помощь община попросила конкретно в компенсации хотя бы части расходов поездки почётного гражданина района имени П.Осипенко Надеиной Дарьи Ивановны в составе делегации от Дальнего Востока. Поедут на этот фестиваль представители народа орочи, это тоже исчезающий этнос Хабаровского края. И в Советско-Гаванском районе на поддержку такой поездки средства нашлись. А у района имени Полины Осипенко нет. Беден район, беден, прежде всего соучастием в собственном развитии. Почти все социально и культурно значимые проекты здесь происходят исключительно благодаря поддержке коммерческих структур, благо есть на территории состоятельные недропользователи, понимающие важность сохранения культурного наследия здешних мест.   Ну что же, поедет Дарья Ивановна из села, живущая в обычном деревенском доме с печью, из села, в котором, уже давно, не выпекают хлеб, и собственно даже не привозят из районного центра, находящегося всего-то в десяти километрах. Здесь люди привыкли решать свои проблемы сами. Сами открыли магазин, сами возят топливо, продукты и прочие нужные для жизни вещи. Администраторы из района, видимо, тоже к этому привыкли. Думаю, расскажет жительница уникального уголка России на международном фестивале не о том, как она в любую погоду, в мороз и стужу, на снегоходе «Буран» или на моторной лодке едет за десятью булками хлеба в районный центр, для себя и своей общины. Думаю, расскажет о красоте своей Родины, об удивительных и трудолюбивых людях населяющих Приамгунье. Расскажет о своём опыте и покажет свои изделия. Главное, чтобы стыдно никому от такого «представительства», в последствии, не было. Мне, почему-то, стыдно уже сейчас… Парадокс в том, что эти люди помощь особо часто и не просят, они её скорее району предлагают. Начиная с 2014 года, когда община стала получать квоты на вылов лосося для собственных нужд и сохранения традиционного образа жизни, ежегодно организуется доставка рыбы нуждающимся пенсионерам села. Так и жили здесь сотни лет назад, всегда сообща поддерживали стариков и друг друга. Надеялись только на себя! Это касается не только рода Надеиных, это закон жизни коренных народов, многие из жителей Владимировки, будь они эвенки, эвены или украинцы чувствуют здесь свои корни, заботятся и берегут своих стариков. Отсюда и особая атмосфера сохранившаяся только здесь, когда на реке можно увидеть преклонного возраста бабулю за румпелем в моторной лодке полной детей, едущих в школу в райцентр, а сама бабушка за хлебом и бензином. Я такое видел, поверьте – сильное зрелище! Да и для неподготовленного уха шок обеспечен. Здешние женщины знают немало «волшебных» слов, чтобы дети ненароком не выпали из лодки… В этом тоже их сила, здесь выражают свои мысли прямо, без купюр.

Проводились в нашем районе, совсем недавно, слушания по «Народной» программе развития туризма и прочих там «кластеров», конкретно на территории района. Община «Осикта» подготовила свой проект, удовлетворяющий всём новейшим веяниям в сфере развития событийного туризма на нашей земле. Так приехавший в район турист смог бы не только остановиться в уютном хостеле, но и ознакомившись с экспонатами декоративных промыслов местных мастеров, поучаствовать в мастер-классах по изготовлению изделий, либо заказать любую понравившуюся вещь для изготовления, что называется на его глазах! И местным мастерам работа и событийный туризм для района в самом чистом виде! Вопрос, как отреагировала проводившая общественные слушания администрация района на эту инициативу? Вы не догадываетесь? Инициативу здесь не ждали!

Не всё так однозначно негативно, однажды и администрация района помогла мастерам с доставкой на выставку в ближайшем городе. Бывали и другие проблески содействия. А в недавнем прошлом, буквально пару лет назад имело село Владимировка шанс на, не побоюсь этого слова, рывок в культурной жизни. В маленьком селе должен был появиться мульти центр, где нашлось бы место и музею и прикладным ремёслам и детскому садику со школой, но! По - независящим ни от кого причинам… Проект этого уже становившегося реальным и осязаемым культурного центра просвистел мимо маленького национального села. Что-то мне подсказывает, могла быть в этом «пролёте» доля ответственности районной администрации. Но сейчас, к сожалению, не принято судить не только победителей, но и тех, кто ничего для победы не делает! А это очень удобная позиция – не ошибаться, ничего не делая. Устойчивая позиция. А пока создают свои шедевры национальные мастерицы из села Владимировка на коленках… Я не оговорился, для развития прикладных видов традиционных промыслов никаких элементарных условий в селе нет. Перспектив, что такие условия появятся, тоже нет! Даже в долгосрочных планах. Боюсь, что растеряет наш район своих мастеров окончательно.

Мелькнул в средствах информации такой заголовок: Первый в мире негидальский букварь получил золотую медаль… Люди, задумайтесь… Этот букварь создан учёными этнографами благодаря только одной бабушке, которая в ноябре этого года на средства своей пенсии по старости поедет в Японию и  расскажет о земле негидальцев на мировом фестивале культур народов Мира! Надеюсь, что её жизненной энергии хватит ещё надолго. Энергией таких людей собственно и освещается путь «Осикты» - звезды из далёкого таёжного уголка России.

Из крайнего разговора с руководителем «Осикты» стало ясно, что есть настроение закрыть единственную в мире негидальскую родовую общину во избежание всех сопутствующих любой инициативе снизу проблем и сложностей. Здесь прямо по Маяковскому: - «Раз звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!» Так если не нужна негидальская «Звезда» никому значит «погаснет»?

От себя лично скажу – не много стоят мастера, не передающие свой опыт молодым, не дающие ростки знания подрастающим, не прославляющие свою землю! Наши мастерицы, слава богу, славятся не только своими работами. Их золото – это тот свет, который они обучая новых учеников, преумножают и сохраняют! Только бы не умерли корни, от которых уже идут первые, робкие побеги новых поколений дальневосточных мастеров национальных промыслов. А пока усилиями и энтузиастов из «Осикты» тоже, обогатился район новыми именами в декоративно-прикладном искусстве. Зазвучали в анонсах выставок далеко за территорией края фамилии: Кудаева, Барановская, Соловьёва, Федотова и другие.

В следующих материалах, я постараюсь рассказать, как в год 90-летия района, администрация создавала юбилейную книгу «Делами славен человек» за полтора миллиона бюджетных рублей, а одновременно житель района, историк и краевед, да и просто пенсионер, живущий всего в часе езды от районного центра, на свои собственные средства создал и напечатал к юбилею района книгу «Приамгунье моё». Книгу - рассказ об истории, природе, вчерашнем и сегодняшнем дне района имени Полины Осипенко Хабаровского края. За всю, почти вековую, историю района это всего лишь вторая подобная книга и первая созданная только на личные сбережения. В ней отражено становление района, его место в истории нашей страны, этнографическая картина, рассказано о богатейших природных ресурсах района, их народно-хозяйственном и экологическом значении. Подробно и с любовью описана природа края, растительный и животный мир, много внимания уделено охране природы и восполнению ее ресурсов. Она составлена с огромной любовью к своему краю и будет интересна и поучительна, как школьникам, так и всем жителям Приамгунья.

Как вы думаете, какую материальную или моральную поддержку оказала администрация района этому инициативному человеку, не имеющему личного авто, живущему в стареньком деревянном доме, но пожертвовавшему почти 500 тысяч рублей на благое общественное дело?

(От себя добавлю, что и Дарью Ивановну доставить до Владивостока, к месту вылета до Японии и обратно, я смогу на личные средства! Тем и жива Россия, что когда стыдно за Родину, простой человек поддержит её имя, собственными силами.)

Александр Фроленок

Вторник, 03 Октябрь 2017 14:28

Матильда и черносотенцы

Отгремели словесные баталии, прошли крестные ходы, одни кинотеатры протаранили автомобилем, другие «ушли в отказ», третьи все же решились выпустить на экраны многострадальную «Матильду». И вот сегодня, когда истерия немного спала, самое время поговорить спокойно.


Начнём с того, что как бы не возмущалась прокурорша, известная в первую очередь умением быстро перекрашиваться из двух цветов в три, как бы не бесновались самозваные поборники нравственности, но связь между Николем Романовым и Матильдой Кшесинской была. Об этом достаточно прямо свидетельствуют дневники как цесаревича, так и балерины. Первые можно найти в интернете буквально за пару кликов, со вторыми чуть сложнее, но особых препятствий тоже нет, так что любой может их почитать и убедиться в этом. Строго говоря, в романе не было ничего крамольного: Николай на тот момент не был ни только императором, но и семейным человеком. И вскоре после помолвки цесаревича связь прекратилась. Видеть что-то дурное в увлечении друг другом двух молодых, свободных людей, которым было немногим более двадцати лет, могут лишь законченные ханжи.


Впрочем, вся эта истерия, на мой взгляд, имеет весьма опосредованное отношение к личной жизни Николая Второго. По правде говоря, складывается ощущение, что до него никому нет дела - в том или ином смысле. Хоругвеносцам и прочим гражданам христианского государства без разницы, кем был на самом деле этот человек. Вера, как известно, в доказательствах не нуждается, так что никого из этой братии не смущает, что перечень заслуг, приписываемых ими последнему императору, не выдерживает проверку историей.
Государевы мужи в нашей стране требовательностью к исторической правде никогда не отличались, им важнее создать подходящую картину прошлого, а не докопаться до истины, так что реальный Николай II им тоже не интересен. Основной массе населения, у которых с историей плохо (могу это констатировать на основе своего преподавательского опыта) вовсе нет дела до почившего почти сто лет назад монарха.


Так что же произошло? Почему поднялась такая шумиха? На мой взгляд, это были своеобразные «учения», с целью проверить, насколько эффективно можно использовать современных черносотенцев, выпестованных за время, прошедшее с оппозиционных митингов 2011-2012 года.


Тут опять не обойтись без небольшого экскурса в историю, причём аккурат в эпоху Николая II. В 1905 году монархия оказалась под серьёзным ударом: экономический кризис, крайне неудачная война с Японией, имущественное неравенство, коррупция и проблемы в социальной сфере вызвали нарастающие протесты по всей стране, а расстрел демонстрации в Санкт-Петербурге привёл к началу первой русской революции. Хотя случались вооруженные стычки, самым распространённым способом противостояния власти были забастовки и акции гражданского неповиновения, так что революция 1905-1907 года объединила под своим стягом представителей самого широкого политического спектра. Правительству, которое не могло справиться с протестом исключительно силовым методом, пришлось прибегать к самым разным инструментам борьбы, в том числе – к созданию монархических движений, которые должны были, с одной стороны, демонстрировать наличие в стране лояльных государству слоёв населения, а с другой, стать инструментом опосредованного силового давления на оппозицию. Такие «общественные организации» и политические движения получили обобщённое название «черносотенцев».

Черносотенцы руководствовались официальной государственной идеологией, выраженной в лозунге «Православие, самодержавие, народность». Их отличал ультраконсерватизм, приверженность к «традиционным ценностям», великорусский национализм, густо замешанный на антисемитизме и отрицании тлетворных западных веяний. Члены черносотенных движений постоянно присутствовали в Государственной Думе, особенно третьего и четвёртого созыва, где вели себя так, что, несомненно, подсказали Жириновскому фирменные приёмы ведения, с позволения сказать, дискуссии: крик, перебивание оппонента, оскорбления, швыряние стаканами с водой, рукоприкладство. На улицах черносотенцы и вовсе превратились в настоящих боевиков. При попустительстве полиции, внезапно исчезавшей с улиц или делавшей вид, что ничего не происходит, они нападали на участников антиправительственных митингов, разносили в пух и прах помещения, принадлежавшие оппозиционным политическим партиям, устраивали еврейские погромы, сопровождавшиеся убийствами и грабежами.


Хотя напрямую обычно не говорят о возрождении традиций черносотенного движения, вполне очевидно, откуда черпают вдохновение множество сравнительно мелких религиозно-политических организаций типа «Союза православных хоругвеносцев», расплодившихся в последние годы. При этом они всё чаще получают символический карт-бланш на погромы выставок, проведение «крестных ходов» под лозунгами, которые из уст представителей иных политических сил воспринялись бы как экстремистские. Мишенями нападок, как и сто лет назад, становятся представители оппозиции или интеллигенции, идущие против официального курса власти и не разделяющие её точку зрения по тем или иным вопросам.


В тело современной Думы, которая давно является не законодательным органом, а инструментом для метания «пробных шаров» в виде идей разной степени сумасбродности, реакцию на которые изучают в администрации Президента, введено несколько человек с типично черносотенным менталитетом. Через неё расплодившиеся нео-черносотенные движения (назовём их так) получили сигнал к действию. И понеслось: крестные ходы, письма с угрозами в адрес кинопрокатчиков и, наконец, самый настоящий теракт в Екатеринбурге, когда в кинотеатр въехал и загорелся УАЗ.


И вот тут власть одёрнула поводок, на котором старается держать «поборников нравственности». Мединский, уж на что сомнительный персонаж, но одёрнул Поклонскую. Лидера внезапно всплывшего невесть откуда (хотя на самом деле всё тут ясно) движения «Христианское Государство – Святая Русь», рассылавшего письма с угрозами, демонстративно арестовали. Депутаты, устроившие закрытый просмотр «Матильды», вопреки опасениям многих объявили многострадальную ленту отличным фильмом без следа крамолы. На лицо явное желание указать на место не в меру разбушевавшимся гопникам, внезапно решивших записаться в ряды верующих.


Воспринимать это как испуг власти? Не думаю. Мне кажется, единственное, чего боится государственная когорта – это то, что они лишаться возможности набивать себе карманы. Какие-то подрывы кинотеатров и перспектива погромов их не шибко-то волнуют. Однако пока использование такого инструментария, очевидно, кажется преждевременным. Протестные настроения в стране ещё и близко не подходят к тому, что было в 1905-1907 годах, так что откровенный беспредел со стороны проправительственных молодчиков пока будет выглядеть как стрельба из пушки по воробьям и способен принести больше вреда, чем пользы, вызвав недовольство тех, кто пока ещё по наивности считает себя стоящим в стороне от любой политики. Псов вывели на прогулку, сняв намордники – и снова посадили на цепь.


До поры до времени.


А.В.К.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

С некоторым опозданием и я решил всё же высказаться по поводу недавнего убийства чемпиона мира по пауэрлифтингу Андрея Драчева прямо в центре города. Я не буду пытаться разобраться, кто прав, кто виноват и в какой степени – всё это пусть остаётся на совести суда. Да чего там, я вообще не буду казаться основных фигурантов этой жуткой истории. А вот по остальным пройдусь, ибо поведение людей, связанных с произошедшим косвенно, к сожалению, является диагнозом для нашего общества, и диагнозом неутешительным.

Читайте также расследование Людей ДВ о странностях дела об убийстве Андрея Драчева.

Убийства на улице, к сожалению, вещь, которая случается чаще, чем хотелось бы. Однако типичный сценарий подобных трагедий подразумевает, что они случаются где-то в тёмном переулке, без лишних свидетелей. Произошедшее в этот раз словно является зеркальным отражением привычных преступлений – на ярко освещённой улице, под камерами, в окружении множества людей. Которые стояли и не делали ровным счётом ничего. Причём среди тех, кто игнорировал происходящее, были охранники кафе, а на место конфликта до его трагической развязки приезжали сотрудники «росгвардии». Проще говоря, было множество людей, которые имели неоднократную возможность вмешаться в происходящее и остановить подвыпивших людей, предотвратить драку.

Но не стали. По словам одного из очевидцев, потому что сами дерущиеся просили не вмешиваться. Что тут сказать, отличное оправдание бездействия и равнодушия. Пускай одного забивают, зато мы не вмешались. Он же сам просил. Некоторые из людей, комментировавшие произошедшие, говорили ещё что-то о «мужских разборках», о «пацанских понятиях» и прочем бреде. Знаете, это можно ещё понять, если дерутся школьники – инфантилизм, неумение решать проблемы иным способом, желание самоутвердиться любыми путями. Да и то сомнительное. Но когда две взрослых детины начинают разбираться друг с другом кулаками, это априори может закончиться весьма плачевно. И считать, что разногласия между людьми должны разрешаться именно таким способом, а остальным вмешиваться не стоит – метод варварского племени, практиковавшего «божий суд»: кто кого зарубит мечом на площади. Ну что ж, разобрались друг с другом «по-мужски». Один в могиле, другого посадят. Кто, что и кому этим доказал?

Ещё хуже поведение людей в форме, тех, кому по должности положено пресекать подобные инциденты. Конечно, охранники могут сказать, что не вмешивались, поскольку драка разыгралась за пределами кафе, там, где заканчивается их юрисдикция. С формальной точки зрения оно, может, и так, но вот с моральной не выдерживает никакой критики, и больше подходит на оправдание собственного бездействия и трусости. Действия сотрудников «росгвардии» и вовсе не выдерживают критики. Приехали на вызов, который кто-то из охранников всё же удосужился сделать, посмотрели что происходит – и уехали, не найдя в конфликте ничего страшного. Ну да, конечно же, это ж не школьников, вышедших на митинг против Путина, скручивать, можно и по голове получить. Лучше сделать вид, что инцидент исчерпан и вовремя ретироваться.

Кроме участников потасовки и очевидцев своей оплеухи заслужили и многочисленные интернет-комментаторы, первые отзывы которых были пропитаны национализмом: мол, опять проклятые «понаехавшие» убили русского парня, совсем распоясались. Действительно, что ещё кроме национальной розни могло стать причиной конфликта? Мысль, достойная тех, кто гордится победой над фашизмом и каждый год вешает на грудь «георгиевскую ленточку».

Итак, читатели, смиритесь с тем что мы – варвары, причём в самом худшем смысле этого слова. Нам свойственны совершенно дикие представления о том, что должно, что недопустимо, мы разобщены, словно не живем ни в каком обществе, а прячемся по своим пещерам, не интересуясь тем, что происходит снаружи. И пока так будет, истории, подобные убийству Андрея Драчёва, не будут единичными случаями.

Читайте также расследование Людей ДВ о странностях дела об убийстве Андрея Драчева.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

 

А.В.К.

Почему полиция не пресекла драку?

В эфире первого канала,  знакомый Андрея Драчева Максим Волков, который работает охранником в соседнем заведении и был очевидцем начала драки, рассказал, что  полиция приезжала в то роковое утро еще до трагической развязки, но наряд уехал, не задержав дерущихся. Полиция,не вызвала скорую, не составила протокол и не предприняла никаких мер к предотвращению конфликта.  При этом в комментарии ИА «Амурмедиа» официальный представитель МВД Кирилл Блинов пенял на равнодушие граждан, которые не вызвали правоохранительный органы.

Вопрос о действиях полиции в то утро должен стать предметом служебной проверки.

ОБНОВЛЕНИЕ: Информация о приезжавшем на место незадолго до трагедии патруле подтвердилась. В отношении двух сотрудников Россгвардии возбуждено уголовное дело по статье "Халатность".

В каком спорте учат добивать?

Сразу после происшествия  сообщали, что подозреваемый Анар Аллахверанов занимается в секции боя ММА. Вскоре от клуба «Мастер», в котором занимался и тренировал Анар, открестилась  федерации ММА Хабаровского края и другие спортивные организации.

Но при этом стоит отметить, что добивание лежачего одна из отличительных черт ММА. По запросу «добивание в ММА» можно найти множество фотографий и видеоинструкций. Это жестокий вид спорта, который почему-то сейчас активно пропагандируется в России. Если включить специализированные спортивные каналы, то  скорей всего на них Вы увидеть именно эти поединки.

Чемпион мира по рукопашному бою Павел Болоянгов , на программе «Пусть говорят», утверждал, что Анар был натренирован на добивание. Оснований не верить эксперту, у нас нет.

После этого вопросы должны возникнуть к «Бойцовскому клубу «Мастер» и к другим подобным клубам, кого и как там обучают драться. Бесконтрольное обучение навыкам убийц, приведет только к дальнейшему уровню уличного насилия.

Почему подозреваемый не был под надзором правоохранительных органов и сумел скрыться?

Анара, подозреваемого в убийстве Андрея Драчева, можно разглядеть на кадрах оперативной съемки трехлетней давности. Тогда бойцы СОБРа задержали его старшего брата Натига Аллахверанова, который руководил преступное группой.

В поле зрения МВД группировка попала, когда житель краевой столицы был избит на парковке академии физической культуры в 2013 году. 18 марта 2014 года были задержаны подозреваемые: Евгений Руфанов и Натиг Аллахверанов. Сейчас оба отбывают наказание за тяжкие телесные повреждения в колонии строгого режима. Тогда пресс-служба МВД заявляла, что по оперативным данным, преступная группа занималась разбоями и вымогательством, при обысках у ее участников были изъяты кастеты, бейсбольные биты, травматическое и гладкоствольное оружие.

Тренировались бойцы на базе того же клуба «Мастер», а охранную деятельность осуществляли через ООО «Частное охранное организация «Мастер».  Тогда, почему-то не дали ходу делу по другим статьям, кроме тяжких телесных повреждений. А к реальному лишению свободы Евгения Руфанова и Натига Аллахверанова приговорил только суд апелляционной инстанции (первая инстанция дала обоим по 4 года условно)

ЧОО «Мастер» единственным учредителем, которого  являлся осужденный Натиг Аллахверанов, а теперь является его разыскиваемый  брат  (согласно выписки из ЕГРЮЛ Аллахверанов Анар Алияр 100% учредитель ЧОО «Мастер») успешно ведет бизнес. Так, две недели назад, 7 августа 2017 года, ЧОО «Мастер» на правах единственного поставщика заключило госконтракт на сумму 735 тысяч рублей с Краевым государственным автономным учреждением «Хабаровский Краевой Центр Развития Спорта» на оказание услуг по охране спортивно-оздоровительного комплекса «Юность» в III квартале 2017 года. А в 2015 году стоимость аналогично госзакупки КГАУ ХКЦРС по договору с ЧОО «Мастер» составила 2 925 072 рубля.

Тут вопросу возникают к правоохранительным органам. Почему, не смотря на первоначальные заявления, не дали ходу уголовным делам против других, предполагаемых участников группировки Аллахверанова? Как лицензирующие органы пропустили на рынок охранных услуг ЧОО «Мастер»? Почему краевое учреждение спорта давало «Мастеру» контракты, как единственному поставщику.

Эпилог

Можно долго рассуждать о причинах происшествия, но это диагностирует системные проблемы российского общества. Полиция должна охранять общественный порядок и предотвращать преступления. Спорт должен воспитывать характер, здоровый образ жизни, благородство и взаимовыручку. Следственные органы проводить всестороннее расследование преступлений. Когда элементы дают сбой, происходят такие трагедии.

Валерий Верещагин

при подготовке статьи были использованы материалы передачи «Пусть говорят»  и  ИА «Амурмедиа»

 

Страница 1 из 10


Ещё новости

Разработано совместно с Eco-Joom.com