Понедельник, 30 Октябрь 2017 12:13

Как умирают корни

Как умирают корни
Как умирают корни

Дальний Восток осенью особенно красив! Зарделись на закате теплых дней склоны таёжных сопок. Вершины лесных покровов первыми приняли на себя ледяные ветра с Охотского моря. И хотя под кронами деревьев ещё держится за жизнь зелень листвы, близко уже время, когда лес опустеет, лишится своей роскошной шевелюры. Засуетился птичий народ в своих сборах в тёплые края, природа подводит своеобразный итог года, что выросло, что сохранилось и удалось сберечь. На заросшем тальником берегу реки Амгунь, что на севере Хабаровского края, сворачивают свои дела и рыбаки. Среди мужчин загружающих лодки в обратный путь выделяется женщина с мудрыми и чуточку усталыми глазами, в которых отражается не только течение осенней реки. Есть в выражении её глаз и большая доля ответственности. Здесь участок родовой общины «Осикта» из национального села Владимировка, в районе имени Полины Осипенко. Светлана Валериевна, так зовут руководителя этой общины уже много лет живет здесь, на берегах этой реке и на равных с мужчинами участвует во всех  трудовых делах. Это только должность у неё такая – руководитель, а на деле забот, кроме административных, не меньше рядового члена общины. Окончился сезон осенней рыбалки, и пора вносить  записи в календарь. Делается это не только для учёта работ за прошедшие дни для того, чтобы можно было прогнозировать ход рыбы через 4 года. В науке этим занимаются институты, но многовековой опыт жизни коренных народов севера тоже наука – наука поколений. В этом году рыбалка была сложной, малая интенсивность хода осенней кеты и большая вода на реке сделали свое дело, добавив сложностей в, и без того, нелегкий труд рыбаков. Хочется сказать отдельное слово об этой профессии, в последнее время много и часто пишут и говорят о браконьерстве, подтверждая свои слова видеосюжетами. Вся информация смешалась в наших умах так давно, что люди уже стеснятся того, что они рыбаки. Всегда рыбак был почетной и уважаемой профессией это в профессиональном плане, а в семье рыбак это кормилец. Осенняя рыбалка тяжелый физический труд в сложных условиях  - холод, дожди, большая вода и крупная тяжелая рыба.

Но! Не о рыбалке я сегодня хочу рассказать читателю, а о людях чей созидательный порыв вот, вот может погаснуть на ветру безразличия и равнодушия. Несколько неожиданный поворот в моём рассказе вызван ситуацией возникшей и развивающейся на моих глазах, как сказал бы интеллигент – я испытываю в данный момент – когнитивный диссонанс… К особям интеллигентного вида я себя не отношу, поэтому далее буду выражаться простыми словами. От увиденного однозначно – за Родину обидно! Существовала бы община «Осикта» только для собственного блага, многим, в том числе и её членам, было бы проще жить. Но есть такие люди, которым «неймётся», и им господь даёт дополнительную ношу. Такая ноша сподвижничества осенила и личность Светланы Валерьевны. Отсюда и упомянутые тяжести на плечах руководителя общины. Уже не первый год работает община в направлении возрождения традиционных промыслов коренных народов. Дело в том, что рыбалка, а народ-негидальцы это в прямом смысле «рыбные» люди, так вот рыбалка дело сезонное. Большую часть года коренные жители предоставлены сами себе, отсюда есть и ряд проблем. Некоторые из них и вообще угроза существованию такого маленького народа.

Для справки: - в селе Владимировка проживает около 300 человек, из них 98 негидальцы. Ещё компактно проживают негидальцы в села Белоглинка Ульчского района. Остальные разбросаны семьями по стране. Именно поэтому, сложно не раствориться в других народах, их очень мало.

Вдумайтесь только, негидальцев около четырёхсот человек – это весь народ. Если, не побоюсь этого слова, половина сопьётся от безделья, что ждёт эту народность в ближайшие годы? А если половина разъедется по городам, где хотя бы работа есть? Ответ очевиден. Давайте подумаем, что сейчас делается для спасения этого этноса на грани исчезновения в последнем месте его компактного проживания? И делается ли вообще, хоть что-нибудь?

Тут и начинается этот самый «диссонанс». Как человек близкий к простому быту рыбаков и охотников, знаю одно правило – у рыбы важнее всего голова, именно с неё начинаются все проблемы. Потому процитирую сразу же высказывание нашего уважаемого президента:

Цитата: - «Древние обычаи, самобытный хозяйственный уклад коренных жителей Севера, Сибири и Дальнего Востока - это уникальное богатство, важная, неотъемлемая составляющая нашей многонациональной культуры. Бережное отношение к этому историческому, духовному наследию, защита прав и интересов малочисленных народов, проживающих в нашей стране - по праву в числе значимых приоритетов государственной политики».

Президент подчеркивает, что: - «При реализации масштабных программ освоения территории России необходимо вести постоянный диалог с представителями национальных общин, других общественных организаций, учитывать их позицию, мнения, интересы».

А в любом диалоге главное что? Думаю главное, чтобы он не превратился в монолог. Недавнее обращение общины к администрации муниципального района имени Полины Осипенко напомнило, всё-таки – монолог с просьбой о помощи. Отсюда, хочу рассказать, что же за груз дополнительных забот несёт на протяжении ряда прошедших лет единственная в мире негидальская община «Осикта». На страницах нашего издания, я уже рассказывал об усилиях, которые предпринимаются энтузиастами из села Владимировка в направлении возрождения забытых традиционных национальных промыслов. Мои материалы «Без труда не выделать и шкурку из пруда» и «Тропою предков» достаточно подробно рассказывали о работе мастериц из «Осикты» и приезжих мастеров в плане проведения обучения местного населения работе с традиционными местными материалами при изготовлении сувенирной продукции, выставочных работ, таких как национальная одежда, утварь, украшений. Эти две статьи, в которые я вложил всё свое уважение и благодарность людям занятым таким нелёгким трудом, достаточно подробно описали этапы, которые они осуществляли, но кое-что осталось «за кадром»…

За эти годы пройден путь от замысла до воплощения нескольких целевых проектов, основная задача, которых – сохранить самобытность и дать людям, живущим в маленькой деревушке на окраине большой страны – тот шанс, сейчас разворачивающейся на бесконечных страницах средств массовой информации – как шанс зарабатывать своим трудом, обеспечить население возможностью самозанятости! ВОТ – самозанятость, ключевое понятие в ситуации в маленьком селе Владимировка, маленького района имени знаменитой лётчицы. Реальных рабочих мест на 300 жителей национального села по пальцам сосчитать. Здесь небольшой детский сад, начальная школа, сельский клуб, да администрация села. Рабочих мест может чуть больше десятка. А остальным жителям в количестве 290 человек чем заниматься? Как жить? Вопрос скорее летаргический, чем риторический. Ответа на него не знают ни в одной администрации, ни села, ни района, да и повыше тоже, думаю, не знают. Тем временем, у людей здесь есть несколько реальных родовых общин. Это такие некоммерческие подчеркну следующее ключевое понятие моего рассказа – объединения граждан. Некоммерческие, но всё же дающие тот самый шанс на самозанятость. Общины занимаются охотой, рыболовством, лесопользованием, в общем, живут той самой жизнью, для которой и созданы. Живут, сохраняя то немного, что осталось от упомянутого президентом исторического, духовного наследия и традиционного образа жизни.

Ни одна из 22 национальных общин в районе им.П.Осипенко не брала доселе на себя дополнительную нагрузку по возрождению, популяризации народных промыслов, таких как работа с берестой, деревом, рыбьей кожей, мехом и другими традиционными материалами. Осикта взялась за это непростое дело и в этом её неоднократно поддерживало и надеюсь в будущем поддержит правительство Хабаровского края. Завершённые уже проекты сменились новыми, «родителями» и исполнителями, которых опять-таки являются члены общины «Осикта». Принесли эти проекты и вполне ощутимые результаты и даже всероссийское и международное признание.

Перечислим только некоторые из них: - Дарья Ивановна Надеина 1й международный фестиваль «Живая нить времён» - Гран-при; Светлана Валериевна Надеина - 3й международный фестиваль «Живая нить времён – 1-е место в номинации: Декоративная обработка кожи и меха; Дарья Ивановна в 2017м году награждена золотой медалью международного фестиваля «Сокровища Севера» в Москве (признание получила работа в номинации – «Национальный костюм»); Светлана Валериевна награждена на этом же фестивале золотой медалью за традиционные изделия из кожи и меха. Надеина Д.И. получила в этой номинации специальный приз. Жюри посчитало, что рассматривать её работы наравне с остальными неверно, они вне конкуренции. Кроме фестивалей, где присуждались награды, община участвовала в 2016 – 2017 годах в 11 выставках. Были на Российско-Китайской выставке в Хэйхэ.

 

 

«Осикта» в переводе с негидальского означает – звезда! К слову, впервые с родом Надеиных меня познакомила дочь-первоклашка. Она, проходя мимо районной доски почёта, показала на фотографию: - «Эта тётенька вчера рассказывала народные сказки на очень редком северном языке – на негидальском». Возможно, тогда впервые я услышал про усилия Дарьи Ивановны по сохранению исчезающего языка. Месяц назад закончила свою работу этнографическая экспедиция по изучению этого языка. Благодаря непосредственному участию Надеиной Д.И. создаётся и сохраняется письменность и язык этого маленького народа. Дело в том, что на сегодняшний день она возможно единственный компетентный носитель этого языка. Уже после этого, на одном из мастер-классов по декоративно-прикладной обработке меха в школе районного центра, который проводила Светлана Надеина, я узнал, что Дарья Ивановна проводит регулярные занятия по негидальскому языку с детьми села Владимировка. С того момента, я пристально слежу за усилиями этого рода по сохранению своего этноса. Родовая община по праву славится своей фамилией, Анна Порфирьевна Надеина родоначальник известной фамилии мастериц, а именно так в здешних местах зовут таких женщин! На женщинах Амгуни, к слову, держится многое! Иногда мне кажется, что сама Амгунь держится на таких вот женщинах. Я уже упоминал, что работа и жизнь, на реке не делится на мужскую, и женскую, здесь участвуют все поровну. Только, в так называемое «свободное» время женщины, кроме воспитания детей умудряются вкладывать душу ещё и в великолепные изделия. Работы Анны Порфирьевны хранятся в Эрмитаже, как признание высокой художественной ценности изделий рода Надеиных и представителей негидальских мастериц в целом! Её дочь, Дарья Ивановна, не случайно среди почётных граждан района имени Полины Осипенко. Теперь и её невестка Светлана Валериевна уверенно заявляет свои работы на выставках, наравне с заслуженными мастерами. Высок её вклад в развитие культурного потенциала региона, а неиссякаемая энергия и художественный вкус поистине восхищает. Здесь рассказ о самобытных художниках и мастерах рода Надеиных из общины «Осикта» можно было бы и завершить, если бы не одно обстоятельство. Я никак не смог разглядеть на всём этом нелёгком пути к успеху, освещающем между прочим светом золотых наград и дипломов и весь отдалённый северный район в целом, не смог увидеть поддержки администрации района. Вам не кажется это странным? Ведь если заглянуть в различные отчёты по развитию и сохранению культуры там наверняка найдутся галочки о массе проведённых мероприятий за каждый год. Негидальская община получила немалую поддержку от коммерческих структур. За эти годы не раз выручали в компенсации затрат на выезды, а это самая затратная часть в любой выставочной деятельности, компании «Полиметалл» и «Азия-лес». Огромная благодарность за их помощь. Да и основной перевозчик нашего района фирма «5 звёзд», ИП Васильев помогает с доставкой и проживанием мастеров в своих гостиницах на период проведения выставочной деятельности. Без этого вряд ли бы смогли поучаствовать хотя бы в половине фестивалей. Собственных средств община на такие выезды не имеет. Подчеркну – родовая община, коренных малочисленных народов Севера – образование некоммерческое, прибыль в её деятельности исключена. Поэтому вся надежда на помощь извне. Однако, на что если не на славу своему району работают эти люди? Какую территорию представляют они на именитых фестивалях? Вот он диссонанс, во всей красоте. Район гордится своими людьми, только все их заслуги это оказывается их личные заслуги. А как же государственные приоритеты? Может быть, только для Хабаровского края важны национальные ценности? Может быть, в районе нет собственной программы по сохранению культуры исчезающего на его территории народа? Хотя нет, имеются следы такой программы и упоминания в церемониальных и протокольных речах, звучавших к примеру на награждении Надеиной Д.И. медалью «За верность Северу», за вклад в сохранение языка негидальского народа. Только это всего лишь слова. Слава этих людей, которые не только сохраняют свою историю, но и без преувеличения создают её сейчас, она создаётся, как то параллельно культурной жизни района и его администрации. Возможно и самой администрации – глубоко параллельно, чем там таким занимаются активисты из общины «Осикта»…  Было бы, не так обидно за это местное равнодушие, но недавно община получила небольшое письмо. Среди замысловатых иероглифов выражаюших слова уважения и признательности за вклад в сохранение культуры исчезающих народов Мира читалось, что японская сторона имеет честь пригласить членов общины «Осикта» представить культуру народа негидальцев на фестивале народов Мира, который пройдет в городе Тояма. Совершенно не готовы сейчас нести дополнительные расходы на переезд в Японию и обратно, члены «Осикты». Отсюда и возникла небольшая просьба о содействии в представлении культуры исчезающего этноса на международном фестивале в Японии к районной администрации. Помощь община попросила конкретно в компенсации хотя бы части расходов поездки почётного гражданина района имени П.Осипенко Надеиной Дарьи Ивановны в составе делегации от Дальнего Востока. Поедут на этот фестиваль представители народа орочи, это тоже исчезающий этнос Хабаровского края. И в Советско-Гаванском районе на поддержку такой поездки средства нашлись. А у района имени Полины Осипенко нет. Беден район, беден, прежде всего соучастием в собственном развитии. Почти все социально и культурно значимые проекты здесь происходят исключительно благодаря поддержке коммерческих структур, благо есть на территории состоятельные недропользователи, понимающие важность сохранения культурного наследия здешних мест.   Ну что же, поедет Дарья Ивановна из села, живущая в обычном деревенском доме с печью, из села, в котором, уже давно, не выпекают хлеб, и собственно даже не привозят из районного центра, находящегося всего-то в десяти километрах. Здесь люди привыкли решать свои проблемы сами. Сами открыли магазин, сами возят топливо, продукты и прочие нужные для жизни вещи. Администраторы из района, видимо, тоже к этому привыкли. Думаю, расскажет жительница уникального уголка России на международном фестивале не о том, как она в любую погоду, в мороз и стужу, на снегоходе «Буран» или на моторной лодке едет за десятью булками хлеба в районный центр, для себя и своей общины. Думаю, расскажет о красоте своей Родины, об удивительных и трудолюбивых людях населяющих Приамгунье. Расскажет о своём опыте и покажет свои изделия. Главное, чтобы стыдно никому от такого «представительства», в последствии, не было. Мне, почему-то, стыдно уже сейчас… Парадокс в том, что эти люди помощь особо часто и не просят, они её скорее району предлагают. Начиная с 2014 года, когда община стала получать квоты на вылов лосося для собственных нужд и сохранения традиционного образа жизни, ежегодно организуется доставка рыбы нуждающимся пенсионерам села. Так и жили здесь сотни лет назад, всегда сообща поддерживали стариков и друг друга. Надеялись только на себя! Это касается не только рода Надеиных, это закон жизни коренных народов, многие из жителей Владимировки, будь они эвенки, эвены или украинцы чувствуют здесь свои корни, заботятся и берегут своих стариков. Отсюда и особая атмосфера сохранившаяся только здесь, когда на реке можно увидеть преклонного возраста бабулю за румпелем в моторной лодке полной детей, едущих в школу в райцентр, а сама бабушка за хлебом и бензином. Я такое видел, поверьте – сильное зрелище! Да и для неподготовленного уха шок обеспечен. Здешние женщины знают немало «волшебных» слов, чтобы дети ненароком не выпали из лодки… В этом тоже их сила, здесь выражают свои мысли прямо, без купюр.

Проводились в нашем районе, совсем недавно, слушания по «Народной» программе развития туризма и прочих там «кластеров», конкретно на территории района. Община «Осикта» подготовила свой проект, удовлетворяющий всём новейшим веяниям в сфере развития событийного туризма на нашей земле. Так приехавший в район турист смог бы не только остановиться в уютном хостеле, но и ознакомившись с экспонатами декоративных промыслов местных мастеров, поучаствовать в мастер-классах по изготовлению изделий, либо заказать любую понравившуюся вещь для изготовления, что называется на его глазах! И местным мастерам работа и событийный туризм для района в самом чистом виде! Вопрос, как отреагировала проводившая общественные слушания администрация района на эту инициативу? Вы не догадываетесь? Инициативу здесь не ждали!

Не всё так однозначно негативно, однажды и администрация района помогла мастерам с доставкой на выставку в ближайшем городе. Бывали и другие проблески содействия. А в недавнем прошлом, буквально пару лет назад имело село Владимировка шанс на, не побоюсь этого слова, рывок в культурной жизни. В маленьком селе должен был появиться мульти центр, где нашлось бы место и музею и прикладным ремёслам и детскому садику со школой, но! По - независящим ни от кого причинам… Проект этого уже становившегося реальным и осязаемым культурного центра просвистел мимо маленького национального села. Что-то мне подсказывает, могла быть в этом «пролёте» доля ответственности районной администрации. Но сейчас, к сожалению, не принято судить не только победителей, но и тех, кто ничего для победы не делает! А это очень удобная позиция – не ошибаться, ничего не делая. Устойчивая позиция. А пока создают свои шедевры национальные мастерицы из села Владимировка на коленках… Я не оговорился, для развития прикладных видов традиционных промыслов никаких элементарных условий в селе нет. Перспектив, что такие условия появятся, тоже нет! Даже в долгосрочных планах. Боюсь, что растеряет наш район своих мастеров окончательно.

Мелькнул в средствах информации такой заголовок: Первый в мире негидальский букварь получил золотую медаль… Люди, задумайтесь… Этот букварь создан учёными этнографами благодаря только одной бабушке, которая в ноябре этого года на средства своей пенсии по старости поедет в Японию и  расскажет о земле негидальцев на мировом фестивале культур народов Мира! Надеюсь, что её жизненной энергии хватит ещё надолго. Энергией таких людей собственно и освещается путь «Осикты» - звезды из далёкого таёжного уголка России.

Из крайнего разговора с руководителем «Осикты» стало ясно, что есть настроение закрыть единственную в мире негидальскую родовую общину во избежание всех сопутствующих любой инициативе снизу проблем и сложностей. Здесь прямо по Маяковскому: - «Раз звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!» Так если не нужна негидальская «Звезда» никому значит «погаснет»?

От себя лично скажу – не много стоят мастера, не передающие свой опыт молодым, не дающие ростки знания подрастающим, не прославляющие свою землю! Наши мастерицы, слава богу, славятся не только своими работами. Их золото – это тот свет, который они обучая новых учеников, преумножают и сохраняют! Только бы не умерли корни, от которых уже идут первые, робкие побеги новых поколений дальневосточных мастеров национальных промыслов. А пока усилиями и энтузиастов из «Осикты» тоже, обогатился район новыми именами в декоративно-прикладном искусстве. Зазвучали в анонсах выставок далеко за территорией края фамилии: Кудаева, Барановская, Соловьёва, Федотова и другие.

В следующих материалах, я постараюсь рассказать, как в год 90-летия района, администрация создавала юбилейную книгу «Делами славен человек» за полтора миллиона бюджетных рублей, а одновременно житель района, историк и краевед, да и просто пенсионер, живущий всего в часе езды от районного центра, на свои собственные средства создал и напечатал к юбилею района книгу «Приамгунье моё». Книгу - рассказ об истории, природе, вчерашнем и сегодняшнем дне района имени Полины Осипенко Хабаровского края. За всю, почти вековую, историю района это всего лишь вторая подобная книга и первая созданная только на личные сбережения. В ней отражено становление района, его место в истории нашей страны, этнографическая картина, рассказано о богатейших природных ресурсах района, их народно-хозяйственном и экологическом значении. Подробно и с любовью описана природа края, растительный и животный мир, много внимания уделено охране природы и восполнению ее ресурсов. Она составлена с огромной любовью к своему краю и будет интересна и поучительна, как школьникам, так и всем жителям Приамгунья.

Как вы думаете, какую материальную или моральную поддержку оказала администрация района этому инициативному человеку, не имеющему личного авто, живущему в стареньком деревянном доме, но пожертвовавшему почти 500 тысяч рублей на благое общественное дело?

(От себя добавлю, что и Дарью Ивановну доставить до Владивостока, к месту вылета до Японии и обратно, я смогу на личные средства! Тем и жива Россия, что когда стыдно за Родину, простой человек поддержит её имя, собственными силами.)

Александр Фроленок



Прочитано 738 раз Последнее изменение Понедельник, 30 Октябрь 2017 13:42

0 Комментарий

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены



Ещё новости

Разработано совместно с Eco-Joom.com