Понедельник, 20 Ноябрь 2017 13:14

Город на трех холмах

Город на трех холмах
Город на трех холмах

Место, где 31 мая 1858 года высадились солдаты линейного Сибирского батальона под командованием капитана Я. В. Дьяченко и основали военный пост, названный Хабаровкой - в честь землепроходца XVII века Ерофея Хабарова, уникально. Уникально своим расположением, климатом, богатейшей флорой и фауной. Не случайно до сих пор учёные находят артефакты, подтверждающие тот факт, что люди здесь селились с самых древних времён.

Хабаровска застраивалась довольно быстро, это видно по сохранившимся фотографиям тех лет. Расположение Хабаровки на берегу могучей судоходной реки Амур предопределило её быстрое развитие и 30 октября 1880 года Хабаровска получает статус города, а в 1884 году, Хабаровка становится центром вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства в составе Амурской, Забайкальской и Приморской областей. Развитие города шло быстрыми темпами, но, застройка была по большей части деревянной, и сам город находился в границах сегодняшнего исторического центра: Серышева – Муравьёва-Амурского – Ленина. Не редки были случаи появления на улицах медведей и тигров, что находило отражение в заметках местных журналистов.

В 1893 году, Хабаровска стала Хабаровском, а в 1897 году состоялась всеобщая перепись населения, которая, конечно же, не обошла и Хабаровск. По данным переписи, в Хабаровске проживало 14 971 человек, из них – 11 730 мужчин и 3 241 женщина. В это число входило 4024 иностранных подданных. Грамотность населения составляла 25 процентов.

Большую часть населения составляли крестьяне и казачество – более 45 процентов. В Хабаровске на тот момент проживало 1283 дворянина, 63 лица духовного сословия, 119 купцов, но больше всего, конечно, крестьян и мещан. В вероисповедании преобладали православные – около 10000 человек, затем, по убывающей, шли исповедовавшие римско-католическую веру (321 человек), магометане (199), старообрядцы (183), иудеи (130). Большинство жителей Хабаровска были уроженцами Черниговской, Тобольской, Томской и Полтавской губерний.

Прирост населения начал стимулировать и рост самого города. В районе Николаевской площади (ныне пл. им. Ленина) были почти одновременно построены три здания – городское трёхклассное и реальное училища и здание почтово-телеграфной службы. А начиная с 1900 года, в архитектурный ансамбль города удачно вошли – дом Плюсниных, гостиница «Хабаровск», здание общественного собрания, доходные дома Кровякова, Хлебниковых и Пьянкова. Всё строительство велось преимущественно по проектам военных инженеров, таких как: П.Е. Базилевский, Н.Ф. Александров, В.Г. Мооро, Д.В. Перниц, И.А. Шатилов, С.О. Бер, Д.К, Левтеев, Б.А. Малиновский, Ю.З. Колмачевский, В.В. Поляков.

Бурными темпами развивалась промышленность. К началу ХХ века в Хабаровске уже работали – маслобойный, 4 пивоваренных, 12 кирпичных, 4 лесопильных и цементный заводы, а в 1902 году начал работать завод «Арсенал».

Ну и, конечно же, завершение строительства моста им. цесаревича Алексея в 1916 году – событие, которое сложно переоценить.

Годы Гражданской войны Хабаровск переживал крайне тяжело. Три раза он переходил из рук в руки. Большое количество жертв с обеих сторон, разрушенные дома, трупы людей и лошадей на городских улицах, мародёрство. В 1924 году в Хабаровск из Читы были переведены Дальбюро ЦК РКП(б) и Дальревком с Л.А Кобозевым. Городу снова пришла пора стать центром богатого края. С приездом М.И. Калинина, председателя ВЦИК, была решена судьба Хабаровска как столицы Дальнего Востока. Он сказал: Хабаровск, как центр Дальнего Востока я нахожу более удобным и более ярко показывающим состояние Дальнего Востока и отвечающим его интересам». С этого началась новая страница славной исторической повести Хабаровска. Город начал «зализывать раны».

В 1925 году началась реконструкция площади Свободы (ныне пл. им. Ленина), годом позже вышло постановление о разделении города на строительные зоны. Намечалась засыпка Чердымовки и Плюснинки.

Конструктивизм 20-х годов оставил яркий след и в истории Хабаровска. Строятся здания Далькрайсовнархоза, Дальбанка, дом работников газеты «Тихоокеанская звезда», Дом Советов и Дом Красной Армии, который по большому счёту был удачной реконструкцией бывшего дома генерал-губернатора.

В 1938 году архитекторы А. Байков и М. Баранов разработали генеральную схему проектировки города. Хабаровск получил возможность дальнейшего планомерного развития. Наиболее значительные постройки этих лет – учебный корпус ХабИИЖТа (архитекторы М.А. Готлиб, И. Ревекин), Управление ДВЖД (архитектор Б.А. Соболевский), Дом печати (архитектор В.М. Кампиони) и другие административные, культурные и бытовые здания.

30-е годы вошли яркой страницей в историю города. За кратчайшие сроки были построены заводы: «Энергомаш», нефтеперерабатывающий им. С. Орджоникидзе, им. С.М. Кирова, «Авторемлес». Город представлял собой большую стройплощадку.

В связи с интенсивным освоением дальневосточного региона возникла потребность в кадрах высшей квалификации, и в 1930 году был основан государственный медицинский институт – первое высшее учебное заведение Хабаровска, а в 1939 году своих первых студентов принял ХабИИЖТ.

Дальнейшее выполнение планов преобразования города и краевой экономики было прервано войной. В первые дни войны на фронт ушли 27 000 хабаровчан. Хабаровчане защищали Москву и Ленинград, участвовали в Сталинградской битве, на Курской дуге, битве за Днепр, в разгроме фашистского логова в Берлине. В мае 1945 года хабаровчанин Александр Попов написал на рейхстаге «От Хабаровска дошёл до Берлина».

Неоценимую помощь в победе над грозным врагом оказывали труженики тыла. В 1944 году выпускалось более 50-ти наименований фронтовой продукции. Для этого не только реконструировались старые предприятия, но и строились новые. Свыше 70 000 000 рублей составил объём капиталовложений в промышленное строительство Хабаровска за 1941 – 1944 годы. В фонд обороны и на пополнение боевой техники к 1943 году, хабаровчане собрали 73 000 000 рублей. На средства собранные молодёжью края, были собраны эскадрильи боевых самолётов «Хабаровский комсомол» и «Хабаровский пионер», танковая колонна и боевые корабли. Хабаровская организация МОПРа собрала свыше 22 000 000 рублей и с 1943 года содержала детский дом под Москвой для детей, погибших фронтовиков. В августовские дни 1945 года, хабаровчане оказывали всемерную поддержку частям Красной Армии и знаменитой Амурской флотилии в войне с империалистической Японией и таким образом сыграли решающую роль в окончании Второй мировой войны, победоносно завершённой в Хабаровске.

После войны возобновляется многоэтажное строительство. Закладываются пятиэтажные дома, заканчиваются объекты, строительство которых было приостановлено войной. В южной и восточной частях города появляются новые промышленные предприятия и жилые районы. В начале 50-х годов в состав Хабаровска вошел посёлок Красная Речка. Позже стиль, в котором строились дома 30-х – 50-х годов назовут сталинским ампиром. А пятиэтажные дома из силикатного кирпича и панельные – соответственно «хрущёвками» и «брежневками». Их массовое строительство пришлось на 60-е – 70-е годы. Но и среди этой безликости попадались интересные проекты. Это так называемые «три четырнадцатиэтажки»: дом с магазином «Океан» на ул. Ленина, общежитие мединститута на ул. Пушкина и дом с выставочным залом (галерея им. Федотова) на ул. Петра Комарова.

К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне появилась площадь Славы, пережившая потом несколько удачных реконструкций. В 1977 году были построены уникальные здания гостиницы «Интурист» и театра музыкальной комедии. Было реализовано и много других интересных проектов.

С началом перестройки, приведшей к распаду Советского Союза, строительный бум утих, наступили бандитские 90-е, но к одному объекту было приковано внимание не только всей России, но и всего мира – шла гигантская реконструкция мостового перехода через Амур у Хабаровска – бывший мост цесаревича Алексея. Наши славные мостостроители трудились на объекте буквально сутками, не жалея живота своего и 27 июля 1998 года в 10:30 от станции Хабаровск-1 отправился первый поезд по новому мосту. Вел этот поезд министр путей сообщения Николай Аксёненко. В то тяжёлое время сдача такого объекта – это была воистину победа добра над злом, победа человеческого духа над телом.

Новый строительный бум начался с приходом нулевых и продолжается по сей день. За десятилетие с небольшим была отреставрирована и реконструирована центральная часть города, городские пруды, построены новые авторазвязки, дороги, жилые дома, спортивные сооружения: «Платинум Арена», «Арена Ерофей», микрорайон «Строитель» и масса других объектов. Город растёт, развивается и всецело оправдывает титул столицы Дальнего Востока.

Алексей Карлин и София Маркова

 



Прочитано 161 раз Последнее изменение Понедельник, 20 Ноябрь 2017 17:27

0 Комментарий

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены



Ещё новости

Разработано совместно с Eco-Joom.com